Владимир Буракшаев (transphoto2007) wrote,
Владимир Буракшаев
transphoto2007

Советские канатные дороги в Грузии



Думаю, многие читатели этого блога, хотя бы раз в жизни пользовались подвесной канатной дорогой. Как известно, канатки распространены в горной местности. Обычно они служат для доставки туристов к местам отдыха, достопримечательностям и смотровым площадкам; поднимают спортсменов на горнолыжных склонах; реже - перевозят пассажиров через ущелья и реки, а еще используются для транспортировки сырья на промышленных предприятиях.
Канатная дорога выручает прежде всего там, где строительство автодорог и организация регулярного автобусного сообщения невозможны, ввиду особенностей рельефа, или нецелесообразны из-за слишком больших затрат.
Я познакомился с канатной дорогой в Алма-Ате. Мне сразу понравились миниатюрные вагончики на тросах, доставляющие жителей и гостей города к зоне отдыха на горе Кок-Тюбе. Еще больше впечатлений доставляет кресельный подьемник, где пассажиры, словно паря в воздухе, могут наслаждаться сопричастностью с окружающей средой.

Как и многие изобретения, первые канатные дороги появились за рубежом. Но уже в 70-е годы XIX века две грузовые подвесные дороги заработали в Москве. К 1960 году грузовые канатные дороги уже работали на предприятиях горнорудной, угольной, химической, силикатной, металлургической промышленности в разных регионах бывшего СССР.
Активное строительство пассажирских подвесных дорог началось в советское время. Постепенно они появились в Грузии, Армении, на Черноморском побережье Кавказа и Крыма, в республиках Средней Азии, на Урале, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Проектированием советских канаток занимались специалисты тбилисского института "Грузгипрошахт" под руководством инженера Вахтанга Марковича Лежавы (1921-2002). Механическое оборудование производил Ленинградский завод подьемно-транспортного оборудования. Пассажирские гондолы собирали на Тбилисском авиазаводе и Киевском автозаводе.

Первая советская пассажирская канатная дорога заработала в 1954 году в городе Чиатура. К тому времени там началось активное освоение марганцевых руд. Ввиду особенностей рельефа местности, центральная часть разраставшейся Чиатуры разместилась в ущелье, возле реки Квирила, а новые районы и шахты сооружались на утесе, на большой высоте. Для их транспортной доступности и было решено начать строительство канатных дорог. Первая чиатурская канатка получила рабочее название "Линия-25". Ее нижняя станция разместилась на улице Маяковского, у моста через Квирилу. Она легко узнается по арочной галерее с колоннами и сохранившемуся барельефу с Лениным-Сталиным на одном из боков. Станция работает ежедневно, с момента открытия и по сей день.


Нижняя станция первой советской пассажирской канатной дороги и ее вестибюль.



Как и прочие советские канатные дороги, эта дорога маятникового типа. Две пассажирские гондолы (так часто называют вагончики) идут одновременно навстречу друг другу, с верхней и нижней станции. Каждая гондола катится на роликах по своему несущему тросу. Их приводит в движение другой, более тонкий трос. Сигналом к движению является продолжительный звонок.Вторая станция подтверждает таким же звонком, и происходит отправление. Управление движением гондол осуществляется с верхней и нижней станции, с операторских постов. В этом основное отличие от европейских канатных дорог, где кабинки намертво закреплены на несущем тросе, и непрерывно двигаются по кругу вместе с этим тросом.

От нижней станции первой канатки кабины уходят в двух направлениях, к вершинам двух противоположных утесов. На одном расположен маленький спальный район, на другом - смотровая площадка и действующая шахта. Сначала поднимаюсь в спальный район.

В вестибюле уже собралось несколько человек - местных жителей. Канатка служит им общественным транспортом. Проезд - бесплатный. Со стены на нас смотрит нарисованный краской шахтер. Такое напоминание об экономической роли города. Наконец, сверху спускается вагон.



Вагон этот, по-видимому, работает с момента открытия дороги. Вмещает всего семь человек. Двери ручные. В пути можно открыть окошко и фотографировать. В вагоне целый день ездит женщина-проводник.




Из вагона открываются впечатляющие виды.




Встречный вагон.

Через 7 минут все выходим на верхней станции. А вагон, постояв минут десять, отправится вниз. Поеду следующим рейсом, а пока посмотрю станцию и окрестности.



Здесь хранится совсем маленький железный вагончик. Интересно, для кого он предназначен? Для рабочих, обслуживающих линию? А может быть, для эвакуации пассажиров?




Управляет движением специально обученный персонал.


Машинное помещение.


Павильон верхней станции.




Вид на Чиатуру с верхней станции.

Рядом с павильоном станции начинается жилая застройка. Дома, к сожалению, в плачевном состоянии. В ряде окон отсутствуют стекла, некоторые квартиры пустуют. Говорят, в 1990-е годы, с распадом СССР и падением промышленного производства, шахты закрывались, а многие жители уезхали из Чиатуры навсегда. Трудно понять, как можно бросить квартиру в городе, когда все человечество стремится в городские квартиры.


Жилой район.


Местный стадион.


Неподалеку оказались старые шахты и остатки еще одной канатной дороги - думаю, что грузовой.


Канатная дорога над рекой Квирилой.

Возвращаюсь на станцию. В том же вагоне спускаюсь вниз. На нижней станции пересаживаюсь в другой вагончик, чтобы подняться на противоположный утес. Это самый настоящий эксклюзив: небольшая металлическая коробка на четырех человек неторопливо, и почти вертикально ползет в гору. Заходишь внутрь, закрываешь за собой дверь. Звенит звонок и поехали. Только из этого вагончика ничего не сфотографировать: круглые окна-прорези затянуты сеткой, дверь до прибытия на станцию зафиксирована электрическим замком и ее не открыть.


Посадочная площадка.


Механизм.


На верхней станции.


Вагончик уходит вниз. Вид с вехней станции.

Рядом со станцией - небольшая смотровая площадка. С нее Чиатура выглядит так.



От верхней станции идет грунтовая дорога и тропинки. Походив по ним, нашел шахтную узкоколейку. Возможно, эта канатка не так хорошо обустроена потому, что она, главным образом, служит для перевозки рабочих.


Шахтная узкоколейка.

Эти канатные дороги - далеко не единственные в Чиатуре. В свое время тут было построено несколько городских канатных дорог, работавших как общественный транспорт, и ряд ведомственных - для доставки рабочих на предприятия. Они обозначены на карте Maps.me. Спустившись вниз, решаю осмотреть сначала те, которые в городе, а затем - двигаться в направлении Сачхере к остальным.

Около перекрестка улиц Тхелидзе и Лашвили была Центральная станция городских канатных дорог. От нее расходилось в разные стороны аж пять направлений (на Лежубани, Мухадзе, Нагути, к Санаторию и другие). Тут были кассы, турникеты для контроля оплаты проезда и даже зал ожидания. Сейчас эта станция снесена и на ее месте началось строительство новой системы канатных дорог "европейского" типа. Другие канатки в центре города тоже не действуют.
Так, одна из ныне закрытых станций находится около улицы Ниношвили. С нее уходили две линии на запад - в сторону улиц: 9 апреля и Гогебашвили.


Бывшая нижняя станция городской канатной дороги. Вид с улицы Ниношвили.

У северной горловины железнодорожной станции Чиатура и старого пешеходного моста через пути - начиналась другая, ныне закрытая канатка. Здесь даже остался висеть вагон, он даже не самый старый. Отсюда линия тянулась на юг, пересекая улицу Сталина.


Недействующая станция канатной дороги в районе железнодорожной станции.



В тупике дворов, близ улицы Иашвили, среди разросшихся деревьев найдена нижняя станция линии, шедшей к улице Мерквиладзе. Тут тоже сохранился старый железный вагон, едва заметный среди ветвей. По-видимому, эта линия закрыта очень давно.


Нижняя станция канатной дороги близ улицы Иашвили.


Жилой район на улице Иашвили.



От вокзала на юго-запад тянется улица Чавчавадзе. Прохожу по ней метров шестьсот и обнаруживаю следующую канатку. Тоже давно закрытую и заросшую. Она тянулась над рекой и железной дорогой к улице Мерквиладзе.


Брошенная нижняя станция канатной дороги на улице Чавчавадзе.


Брошенная станция в районе улицы Мерквиладзе. К ней сходились линии от улиц Иашвили и Чавчавадзе.

Пройдя еще немного на юго-запад по улице Чавчавадзе, упираюсь в производственную территорию. На ней - крайняя в этом направлении канатка. Вахтер на входе разрешил сходить посмотреть. Она действующая, но в этот раз прокатиться не получилось: вагончик ходит только во время доставки рабочих смен.


Канатная дорога на территории фабрики (ул. Чавчавадзе).

Возвращаюсь в центр, немного гуляю по центру и там обедаю. В этом городе время, словно остановилось. Как будто вернулся в прошлое, в такой знакомый, милый и родной СССР. Это, кстати, был еще один повод посетить Чиатуру.


Местный театр.


Река Квирила и набережная.



После обеда двигаюсь по улице Маяковского, от станции первой советской канатки, в направлении Сачхере. По пути мне встретились три пассажирские канатки. Все работают и на них на можно покататься. Одной из них пользуются преимущественно работники шахты, двумя другими - местные жители. Билетов на этих канатках нет, денег за проезд не просили. До еще одной канатки, последней перед Сачхере, я не дошел - было поздно и начало заметно темнеть. Если идти пешком не хочется, то в одну сторону можно воспользоваться маршруткой Чиатура - Сачхере. Проезд в ней стоит 60 тетри.
Итак, идем в сторону Сачхере. После нижней станции самой первой советской канатки вы увидете грузовую, на вид уже не рабочую, и построенный в XIII веке монастырь Мгвимеви (Мгвимский).


Грузовая канатная дорога.


Постройки Мгвимского монастыря (вид с шоссе Чиатура - Сачхере).


Еще один жилой район у шоссе на Сачхере. Не знаю, Чиатура это, или уже пригород.

Чуть дальше встретится у обочины автобусная остановка, совмещенная с нижней станцией очередной канатной дороги. С нее можно подняться на оба утеса. На одном - станция Мгвимеви, на другом - Сапара.


Нижняя станция канатной дороги Мгвимеви - Сапара, совмещенная с автобусной остановкой.




Кабина спускается со стороны Сапары. Значит, сначала поеду туда.


Вид с канатной дороги в сторону Чиатуры.


Вокруг, преимущественно, промзоны.


Верхняя станция выглядит так.


Местные жители спешат на поднявший меня вагон, чтобы спуститься к шоссе.


Внутренние помещения выглядят так.




Вагон отвез местных жителей вниз, и возвращается за мной.


Вид из спускающейся кабины в направлении Сачхере. Там, где видны светлые постройки промзоны - очередная шахта и тоже две канатные дороги.


Высадка прибывших пассажиров.


По узкому коридору иду на пересадку, и поднимаюсь в таком же вагончике на противоположный утес, в Мгвимеви.


Вид в сторону Чиатуры со стороны Мгвимеви.

Продолжаю движение по шоссе в направлении Сачхере. Над промзоной ЦОФ - очередная канатка. Она тянется над территорией фабрики к шахтам и предназначена для перевозки рабочих.




Верхняя станция.


И внутренние помещения.




Кабина уезжает вниз.

Поднявшись наверх, замечаю другую станцию. У нее деревянный павильон. Несущий трос перекинут через ущелье на соседний утес.


Деревянный станционный павильон.



На другой стороне тоже деревянная станция, а рядом - шахтная узкоколейка.




Шахтная узкоколейка.

Вернувшись вниз, на шоссе, иду к следующей канатке. До нее не далеко. Она поднимается с дороги к селу Итхвиси. Здесь самый современный, по советским меркам, вагончик.


Нижняя станция.


Вагончик подан под посадку.




Вид с канатки в сторону Чиатуры.


Павильон верхней станции.


Верхняя станция в селе Итхвиси.


Местные виноградники.



Неподалеку, за деревьями спряталась еще одна канатка, ведущая через ущелье на противоположный утес. Там тоже расположено село. К ее станции ведет едва заметная тропинка. Вот и представьте, какой путь приходится делать его жителям, чтобы сьездить в райцентр: одна канатка, другая, потом маршрутка. И так обратно. В одних местах канатная дорога - как аттракцион, а здесь - повседневный вид транспорта.


Та самая, "спрятанная" канатка.


Остановочный павильон. Кабина, словно лифт, только движется по горизонтали.


Над ущельем. Внизу - река и шоссе Чиатура - Сачхере.


Станция на противоположной стороне.



Солнце привычно опускалось за горизонт. Пора возвращаться в Чиатуру. В ожидании вагончика, беседую с работником станции, стараясь узнать про канатную дорогу в Сачхере.
- "Давно не работает", уверял меня он.
- "А вот на карте еще одна линия нарисована, Дарквети - Сареки".
- "Та возможно работает, но она не с шоссе идет. Там на гору подниматься надо".

Пришел вагон и я возвращаюсь в Чиатуру. Первое знакомство с местными канатными дорогами подошло к концу. Пройдет год-два и заработает в Чиатуре новая Центральная станция. Реанимируют ли остановленные канатки в городе - большой вопрос. Но за реконструкцию и обновление этого вида транспорта уже взялись. Так что все, кому интересны советские канатные дороги, спешите в Чиатуру, пока они там работают и раритетные железные кабины не заменены на современные импортные "стекляшки". А мне, возможно, когда-нибудь будет интересно посетить Чиатуру вновь.

Помимо Чиатуры, как минимум в трех населенных пунктах продолжают работать канатные дороги времен СССР. В первую очередь, это высокогорное село Хуло. Со старого автовокзала города Батуми туда ходят микроавтобусы. Отправляются каждый час, время в пути составляет 3-4 часа, но заканчивают ходить рано. Канатная дорога, протяженностью 1700 метров, соединяет Хуло с деревней Таго, расположенной на соседней горе.


Село Хуло.

Несущий трос, без единой опоры, проходит над глубоким ущельем реки Аджарисцхали, на высоте 330 метров. Со слов работников канатки, при ее строительстве, трос через ущелье протягивали с помощью вертолета. Канатная дорога была построена в 1985 году, и по сей день является общественным транспортом для жителей деревни Таго. Перевозка осуществляется каждый день, единственной гондолой, с часовым перерывом на обед. Проезд платный, но доступный: 50 тетри за поездку в один конец.


Станция канатной дороги в Хуло.


Гондола прибывает из Таго.


Едем в Таго.


Постройки села Хуло.


Село Хуло из вагона канатки.


Станция канатной дороги в деревне Таго.

Канатная дорога через реку Риони была построена в городе Кутаиси. Там она доставляет в парк отдыхающих и туристов.


Канатная дорога в Кутаиси.


Павильон верхней станции в Кутаиси.


Над рекой Риони.

В боржомском парке, недалеко от источника, работает канатная дорога, поднимающая отдыхающих на смотровую площадку и к расположенному там ресторану. Перевозка тоже осуществляется одной, но более вместительной гондолой.


Боржомская канатная дорога. Вид с верхней станции.



В прошлом, в Грузии действовали пассажирские канатные дороги на озеро Лиси (постр.1978) и Черепашье озеро (постр.1964), несколько канатных дорог работало в Тбилиси. Интересная линия линия канатной дороги, протяженностью 4,5 километра, с 1981 года обеспечивала регулярное сообщение между селами Цнори, Броцлиани и Сигнахи. Это была самая длинная пассажирская канатка в СССР. Время поездки между конечными пунктами составляло 15 минут. На промежуточной станции (Броцлиани) происходила встреча двух, идущих навстречу, пассажирских гондол. В лучшие годы работы линия перевозила 250 пассажиров в час! Но прослужила она не долго. В 1990-х канатную дорогу закрыли из-за поломок оборудования, после чего ее инфраструктура, без надлежащего ухода, годами приходила в упадок. В настоящее время верхняя станция ликвидирована, от средней остался один каркас, здание нижней находится в аварийном состоянии. Ну а в столице Грузии бывшие советские канатки были реконструированы с использованием европейского оборудования и продолжают пользоваться популярностью у гостей города и туристов.

P.S. Поездка в Чиатуру мной была предпринята в 2018 году. В августе 2019-го от туристов из России пришла информация об остановке канатных дорог в Чиатуре из-за изношенности. Возобновили они работу в данное время или нет - мне неизвестно.

Все фото автора.
При перепечатке и публикации ссылка на автора обязательна.
При подготовке использовались материалы: "Об истории канатных дорог в России из первых рук" https://www.ski.ru/az/blogs/post/ob-istorii-kanatnykh-dorog-v-rossii-iz-pervykh-ruk/
Снимки размещены на фотохостинге IMGSRC.RU
Tags: #606060, Грузия, канатная дорога
Subscribe

  • 1067 - колея, которую мы потеряли

    Так получилось, что на всей территории России и бывшего СССР железные дороги развивались как целостный организм. Одни стандарты колеи, габаритов,…

  • По железным дорогам Урала (поездка 2015 года)

    Урал - не только сокровищница Земли, кладовая полезных ископаемых. Этот регион имеет определенный туристический и рекреационный потенциал. Озера,…

  • Степногорские ЭР22 и Астана

    Был далекий 1990-й год. Родители получили садовый участок в Подмосковье, по белорусскому направлению. Те самые, распространенные в советском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments