Владимир Буракшаев (transphoto2007) wrote,
Владимир Буракшаев
transphoto2007

Category:

Транспортная фотогалерея из Грузии. 2018 г.



Лето, август, сезон отпусков. Загруженное рейсами Внуково один за другим отправляет самолеты на юг. Мой рейс "Победы" на "Боинге-737" отправляется в Батуми через Ростов-на-Дону. До Ростова летим из зала внутренних рейсов. В аэропорту "Платов" выходят все пассажиры и экипаж, проходят пограничный контроль и возвращаются в самолет. Следующая посадка уже в Батуми. Салон полный, но мне досталось место у иллюминатора и возможность немного пофотографировать.


Аэробус А-319 "России" у телетрапа в ростовском аэропорту.


Перед нами готовится вылететь из Ростова "Аэрофлот".


Самолет набрал высоту и взял курс на Батуми.


Через час полета - снижение. Под крылом Черное море.


Прибыли. "Боинг-737" "Победы" в аэропорту Батуми.

Капает мелкий дождь. Самолет поставлен на стоянку рядом с терминалом. Пассажиры от трапа идут пешком. Очередь на паспортный контроль движется быстро. Через 15 минут уже выхожу на улицу, сажусь в автобус и еду в город.

Помимо солнца, моря, фруктов, вкусной кухни и старой архитектуры, в Грузии есть ряд мест, интересных для людей, интересующихся транспортом. Среди них - курсирующая до Сочи "Комета" на подводных крыльях, двухэтажная электричка Батуми - Тбилиси, тбилисское метро, узкоколейка Боржоми - Бакуриани, многочисленные канатные дороги. Любители автомобилей могут встретить на улицах образцы советского автопрома 1970 - 1990-х годов: различные "Жигули", "Москвичи", "Запорожцы", "Волги", "ЗиЛы", "ГАЗы", " КамАЗы", "МАЗы", " КрАЗы", а если повезет - автобусы "ПАЗы" и "РАФики".

Домой я возвращался через Тбилиси, посетив за одно и город канатных дорог Чиатуру, и знаменитую боржомскую узкоколейку; проехав по рельсам практически через всю Грузию.

Удивительным, своеобразным заповедником советских канатных дорог, пока еще остается город Чиатура. Но о канатных дорогах я расскажу отдельно. А здесь представлю фотографии железнодорожной и некоторой другой техники, сделанные в поездке по Грузии.


Пригородный электропоезд на станции Махинджаури.


Электропоезд Батуми - Озургети на линии Батуми - Махинджаури. Электричка, кажется, китайской разработки.


Тоннель в районе станции Махинджаури.

Как-то вечером поднялся на гору, с которой открывается панорама всего Батуми. Для удобства туристов и отдыхающих, сюда построили современную канатку.




Современный Батуми.


Вид в сторону Махинджаури.

Батуми, как и соседний Поти, крупнейший портовый город Грузии. Сюда заходят грузовые, пассажирские, круизные и прогулочные суда.



Советская "Комета" на подводных крыльях несколько раз в неделю ходит в Сочи и обратно. Дорога в одну сторону занимает не менее 6 часов.


"Комета" на набережной в Батуми.


Батумский порт вечером.

Новый вокзал в Батуми находится на окраине города. Мимо него проходит несколько маршрутов автобусов. Его достроили уже после ухода с должности известного президента Михаила Саакашвили. Старый вокзал Батуми был закрыт еще в 1990-е годы. В нем разместился банк. Путь к нему был разобран. Несколько лет, до открытия нового вокзала, пассажирские поезда и электрички отправлялись со станции Махинджаури. Сегодня из Батуми ходят пассажирские поезда в Тбилиси и Ереван, двухэтажные скоростные электрички - в Тбилиси, обычные электропоезда - в Кутаиси и Озургети.


Двухэтажный электропоезд "Штадлер" на вокзале Батуми, под проливным дождем. В Москве такие же работают на маршрутах "Аэроэкспресса". Справа - состав поезда Ереван - Тбилиси.


Электропоезд Батуми - Кутаиси.

Самые короткие электрички в Грузии - двухвагонные. Но обычно попадаются четырех и шестивагонные составы. Типичных советских электросекций, выпущенных в Риге, я в работе не видел. Про эти точно не знаю: то ли это глубоко модернизированная советская ЭР2, то ли состав местного производства? Альтернатива электричкам в Грузии - автобусы и маршрутки. Но электрички пользуются популярностью благодаря доступной цене и движению без "пробок". Стоимость билета на электричку, в зависимости от расстояния, в 2018 году составляла от 1 до 2 лари. Городской автобус и маршрутка еще дешевле - 50 тетри. В междугороднем сообщении электричка получается выгоднее автобуса и маршрутки.


Салон электрички. Деревянные сиденья и подоконники в вагонах грузины давно забыли, как страшный сон.


Электропоезда на станции Самтредиа.


Справа - состав Батуми - Кутаиси-1, слева - электропоезд, прибывший из Кутаиси.


Наверное, в силу возраста, левый электропоезд самостоятельно ездить не может, его возит электровоз ВЛ10.

Буквы "ВЛ" с электровозов убрали после распада Советского Союза, как напоминание о Владимире Ильиче Ленине. Хотя память о Сталине кое-где остается и по сей день. Памятник и дом Сталина в Гори, улица Сталина в Боржоми, например.


И вот такой ракурс: с названием станции по-грузински и по-английски.

Недалеко от вокзала находится паровоз-памятник Ьвн. Это танк-паровоз, у него нет тендера, а запас воды и угля размещался в специальных емкостях на самом паровозе. Тип Ьвн был распрострастранен на Закавказской железной дороге. Памятники им можно увидеть здесь и в Армении (Гюмри).


Паровоз-памятник Ьвн.


Электровоз ВЛ10 в Самтредиа.

В крупном городе Кутаиси две железнодорожных станции. Кутаиси-2 порождает пригородный поезд на Цхалтубо. Кутаиси-1 является основной, с нее можно уехать в Тбилиси, Сачхере и Ткибули. В 2012 году на линии Кутаиси - Ткибули работали последние электровозы ВЛ22М. В 2018-м они уже не эксплуатировались, но еще стояли в депо.


Станция Кутаиси-2. Отправление пригородного поезда в Цхалтубо.


Маневровый тепловоз ЧМЭ3 с составом из рефрижераторных секций на станции Кутаиси-2. Много вы встречаете в современной России рефсекций? А в Грузии (и Узбекистане) они еще в ходу.

На станцию Кутаиси-1 я пришел, чтобы уехать в Чиатуру. Пока ждал подачу электропоезда к перрону, сходил в сторону местного депо и сделал фотографию, наверное, последней в Грузии советской электрички ЭР2.


Наследие прошлого. Кутаиси-1.


Электровоз ВЛ10.


Электропоезд Кутаиси - Сачхере прибыл на станцию Чиатура.

В Чиатуре оказался не нужным большой советский вокзал, который сейчас пустует и ветшает. А строился вокзал из рассчета, что он будет обслуживать жителей не самого маленького города, центра местной горно-добывающей промышленности. Сегодня кроме грузовых составов с продукцией местных шахт, по станции проходит лишь две пары электричек в день.




Подьездной путь к одной из шахт.

В Чиатуре я провел полный день, посетив и проехав большую часть действующих канатных дорог. А так же нашел одну из шахтных узкоколеек. Она находится на горе, добраться до нее можно с пересадкой по канатной дороге. По ней же доставляют туда рабочих. В шахте используют небольшие электровозы и вагонетки, кроме этого имеются особые пассажирские вагонетки для перевозки рабочих смен. Сама шахта и подходы к ней хорошо охраняются, но можно наблюдать за движением со стороны, от забора, с нескольких мест.




Наземная часть шахтной узкоколейки. На поверхности осуществляются ремонт и разгрузка подвижного состава. А в основном, вся работа проходит под землей.


Вагонетки.


Шахтный электровоз и вагонетки на разгрузке. Разгружают вагонетки с помощью опрокидывателя.

В следующее место - Боржоми я ехал через Зестафони и Хашури.
Из Зестафони есть местная электричка в Хашури. Она уже ушла. Чуть позже будет поезд Кутаиси-1 - Тбилиси. Покупаю на него билет. Цена такая же, как в электричке - 2 лари. Во главе поезда электровоз ВЛ11, за ним несколько пассажирских вагонов с креслами. Билет без указания мест и номера вагона. Заходи в любой. Пассажиров тоже больше, чем кресел. Люди стоят в проходах. Вроде поезд, но как электричка. Часть электровозов в Грузии перекрасили в красно-серый цвет, на подобии Российских железных дорог. Нет только логотипа РЖД. Даже тут глаз не отдохнет от назойливой корпоративной расцветки! Очередной раз убеждаюсь, что зеленые поезда смотрелись приятнее. Если, конечно же, за ними ухаживать.


Электричка из Сачхере у вокзала Зестафони.


Пассажирский поезд Тбилиси - Кутаиси-1.


Двухэтажный "Штадлер" Тбилиси - Батуми проехал без остановки.


Прибывает мой поезд Кутаиси-1 - Тбилиси.

В Хашури есть большое локомотивное депо. До Великой Отечественной войны сюда поступали первые советские электровозы, предназначенные для замены паровозов на тяжелом Сурамском перевале. Даже обозначение серии им дали соответствующее: Си и Сс - "Сурамский итальянский" и "Сурамский советский". Дело в том, что первые строились итальянцами, а вторые уже в СССР. В дальнейшем сюда приходили электровозы ВЛ19, потом ВЛ22, ВЛ8, ВЛ10. Сейчас все движение держится на ВЛ10 и ВЛ11. Но в память о прошлом, на станции установлен памятник электровозу-ветерану ВЛ19. В отличие от паровозов Л и Э, тепловозов ТЭ3, электровозов ВЛ22М и ВЛ8, электровозов ВЛ19 сохранилось довольно мало. Далеко не во всех железнодорожных музеях такие есть. А тут он стоит целый и довольно ухоженный. Молодцы, берегут!


ВЛ10 с вокзалом Хашури.


ВЛ10 и ВЛ19.


Памятник ВЛ19 в Хашури.

Бывший знаменитый советский курорт Боржоми сегодня по-прежнему популярен в Грузии. Приезжают туда и иностранные туристы. Зимой любители лыж сьезжаются в Бакуриани. Через Хашури в Боржоми идут электрички из Тбилиси, всего две в день. Чаще ходят маршрутки. Только маршрутки отправляются не с железнодорожного вокзала, а от остановки, расположенной в районе автовокзала. Пешком от станции идти туда около часа. В Боржоми приезжаю вечером. На завтра, по плану, узкоколейка и канатная дорога.


Электричка из Тбилиси на станции Боржоми-парк.

Пассажиров в Боржоми встречает большой старинный вокзал. Внутри какие-то рестораны и билетная касса. Построен он из расчета на соответствующий пассажиропоток отдыхающих из России и республик бывшего СССР. Станция имеет один сквозной путь с длинной платформой и несколько тупиковых. Судя по длине платформы, в советское время сюда прибывали пассажирские поезда, Теперь остались только две электрички, связывающие Боржоми с Тбилиси.


Вокзал на станции Боржоми-парк.

Узкоколейка начинается с соседней станции Боржоми. Возле нее же расположено депо. А в стороне, у переезда, паровоз-памятник 1914 года выпуска. Дважды в день, в 7-15 и 10-55, от высокой платфотмы этой станции отправлются в Бакуриани маленькие поезда. Сегодня это единственная электрифицированная узкоколейка с пассажирским движением в бывшем СССР. Грузовое закончилось с распадом Советского Союза, в 1991 году.


Узкоколейный паровоз - памятник в Боржоми.

Узкоколейка была построена на рубехе XIX - XX веков. Протяженность линии 38 километров. Ширина колеи - 900 мм. Электрифицирована на постоянном токе 1500 Вольт. В эксплуатации электровозы ЧС11 и вагоны Демиховского завода ПВ-900.


Узкоколейный поезд у платформы в Боржоми.


В кабине электровоза ЧС11.


Интерьер вагона ПВ-900.

Ввиду невыгодного освещения, утреннего холода и росы, сьемки по остановочным пунктам планирую на обратном пути. Промежуточных остановок несколько, крупных с вокзалами - всего три. Дорога очень живописная, часто петляет между гор, проходит несколько населенных пунктов и пересекает по мосту глубокий овраг.


На станции Бакуриани.


Вагон ПВ-900.

На обратном пути было теплее, светлее, а населенность вагонов выше. Народ из поселков ехал в Боржоми по делам. Кстати, поезд не единственный транспорт в Бакуриани. Маршрутки тоже ходят туда.


Станция Цеми.


На станции Либани.


Станция Цагвери.

Линия однопутная. В Цагвери пропускаем встречный поезд. Он уже на подходе. А пока можно сходить посмотреть стоящий в тупике ТУ7 и давно не используемые товарные вагоны.


Тепловоз ТУ7.


Крытый товарный вагон.


Встречный пассажирский.


Скрещение.


Вернулись в Боржоми к той же платформе. С другой ее стороны - путь широкой колеи для тбилисской электрички.




Электровоз отцепился и уехал в депо.


Станция Боржоми.

В Боржоми есть замечательный парк, а в нем - два источника со знаменитой минеральной водой. Вторая часть дня была посвящена им. Вода - всем желающим и бесплатно, прямо из источника. От станции узкоколейки туда ходит городской автобус и маршрутка, со станции Боржоми-парк до источника - минут 25 пешком. Если позволит время, из парка можно подняться на гору и полюбоваться видом на город. Вечером выезжаю электричкой в Тбилиси.


Электропоезд Боржоми - Тбилиси на станции Боржоми-парк.

В Тбилиси уже стемнело, в Грузии темееет раньше, чем в Москве. Заселяюсь и спать. На следующий же день, кроме набережной, храмов и старого города удается посмотреть: старинный узкоколейный паровоз-памятник Ак, локомотивное депо и тбилисское метро.


В Тбилиси.



Паровоз Ак-1721, выпущенный в 1911 году немецким заводом Юнг, находится в парке Муштаиди, на главной станции бывшей детской железной дороги. Дорога была открыта в 1935 году и стала первой детской железной дорогой в СССР. Паровозик эксплуатировался на ней. В послевоенное время он был заменен на новый, 159-й серии. А в 1971 году сюда пришел тепловоз ТУ3. После распада СССР дорога перестала быть детской. Теперь локомотивные бригады и работники ее служб - взрослые.


Узкоколейный паровоз Ак-1721 (с самодельным тендером).


Старый пассажирский вагон. Возможно, что самодельный.


Поезд детской железной дороги.

Главное локомотивное депо находится недалеко от вокзала, на станции Тбилиси - Пассажирская. Там обслуживаются электровозы ВЛ10, 4Е10 и электропоезда. среди сплоток локомотивов и вагонов стояла, предположительно, нерабочая секция Ср/3 и электровоз ВЛ8. Отдельный путь занимал дизель-поезд ДР1. Интересно, куда он у них ездит? Другое депо - Глдани - расположено не далеко около станции метро "Гоциридзе". Там обслуживаются маневровые тепловозы (преимущественно ЧМЭ3).


Локомотивное депо у станции Тбилиси-Пассажирская. Электровозы ВЛ10, 4Е10.


Тепловоз ЧМЭ3, рядом с ним - вагоны электросекции Ср/3.


Электровоз ВЛ11 и вагоны.


Станция Тбилиси - Пассажирская.

В завершение покажу чуть-чуть тбилисский метрополитен. Метро открылось в 1966 году, после московского, ленинградского и киевского. Состоит из двух линий. В разное время тут работали поезда типов: Еж3, Ем-508, 81-717/714. Сейчас в работе составы 81-717/714, прошедшие модернизацию и больше не похожие на своих собратьев из Москвы. Оплата проезда только карточкой. Жетоны ушли в прошлое в 2010 году. Многие станции темные и требуют косметического ремонта. Информирование пассажиров об остановках в вагонах звучит на грузинском и английском языках.


Станция "Гоциридзе".




Электропоезд на станции "Дидубе".


На станции "Ахметелис театри".


На станции "Важа-Пшавела".



Все фотографии автора.
При их использовании или публикации ссылка на автора обязательна.
На снимке в заголовке: электропоезд Сачхере - Кутаиси прибывает на станцию Чиатура.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU
Tags: Грузия, авиация, железная дорога, метрополитен, транспорт
Subscribe

  • 1067 - колея, которую мы потеряли

    Так получилось, что на всей территории России и бывшего СССР железные дороги развивались как целостный организм. Одни стандарты колеи, габаритов,…

  • По железным дорогам Урала (поездка 2015 года)

    Урал - не только сокровищница Земли, кладовая полезных ископаемых. Этот регион имеет определенный туристический и рекреационный потенциал. Озера,…

  • Степногорские ЭР22 и Астана

    Был далекий 1990-й год. Родители получили садовый участок в Подмосковье, по белорусскому направлению. Те самые, распространенные в советском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments