Владимир Буракшаев (transphoto2007) wrote,
Владимир Буракшаев
transphoto2007

Categories:

Поездка в Среднюю Азию. Узбекистан, Бухара



Бухара - один из самых почитаемых исламских городов. Древняя часть города вероятно, была освоена более 2500 лет назад. В разное время Бухара была столицей Саманидов (X-XI в.) и столицей Бухарского ханства (XVI-XIX в. ). После свержения последнего амира - в 1920 году образована Бухарская республика, с 1924 года Бухара в составе Узбекской ССР, с 1991 года - в независимом Узбекистане. Как и Хива, город богат историческими памятниками и является центром туризма как для иностранцев, так и для жителей бывшего СССР.


Бустер, изготовленный из тепловоза 2ТЭ10Л на станции Бухара-1. Такие агрегаты применяются для перемещения составов на станциях. Работают в паре с маневровым локомотивом, из кабины которого и осуществляется управление бустером. В настоящее время бустеры становятся весьма редки.

Пассажирские поезда, имеющие пунктом назначения Бухару, прибывают на вокзал в поселке Каган, что в 12 километрах от самой Бухары. Ранее, в советское время, железная дорога заходила непосредственно в Бухару, а вокзал был недалеко от православного храма. Теперь от станции Бухара-1 до города нужно ехать автобусом №268, с пересадкой на местный маршрут, идущий в старый город, к площади Ляби-Хауз. Но не стоит торопиться в Бухару. Напротив станции, за деревьями, расположился дворец эмира Бухарского, построенный в 1898 году по проекту Алексея Леонтьевича Бенуа для эмира Сеид Абдулахад-хана. Сейчас в нем разместился Дворец культуры железнодорожников и транспортная библиотека.


Дворец эмира Бухарского.

Дворец эмира Бухарского
Остальные достопримечательности находятся в старом городе, их осмотр начинаю с площади Ляби-Хауз. Эта площадь у водоема Хауз Диван-Беги - так же излюбленное место отдыха горожан и гостей города. Тут обращают на себя внимание: Медресе Кукельдаш, медресе Нодир-Диван-Беги, Ханака Диван-Беги, мечеть Магоки Аттори и другие. Затем, пройдя через базар, по улице Хакикат и Ходжи Нурабада выхожу к Цитадели Арк, попутно осмотрев еще ряд старинных восточных строений.


Ханака Диван-Беги 1920г.

Ханака, носящая имя визиря - Надира Диван-Беги являлась местом проживания медитации суфиев. Ханака находится около пруда, вырытого в XV веке . С другой стороны пруда Надир Диван-Беги построил караван-сарай, который затем переоборудовал в медресе.


На улицах Бухары.


Недалеко от площади Ляби-Хауз находится пожарная часть, где пока ещё эксплуатируются вот такие автоцистерны на базе ЗиЛ-130.


Следы археологических раскопок.

Магоки-Аттари - древнейшая сохранившаяся в Бухаре мечеть. Когда-то на этом месте располагался базар и культовый центр с храмом Луны. На базаре продавали статуэтки и образы народных божеств. После захвата Бухары, арабы возвели на месте храма Луны эту мечеть.


Мечеть Магоки-Аттари.





Средневековая Бухара была крупным торговым центром. Сюда везли свои товары купцы, из Ирана, Индии, России, Китая и из всех районов Средней Азии. Для них создали много торговых мест и караван-сараев. Торговля велась и на центральных городских улицах. На каждой из таких улиц продавали определенный вид товара. На площадях и перекрестках возводились многосводчатые купольные строения (токи), защищавшие от жары и непогоды. До нас дошло три таких тока: Токи-Заргарон (купол ювелиров), Токи-Саррафон (купол менял) и Токи-Тильпак-Фуррушон (купол торговцев головными уборами).


Торговые купола.


Улица Хакикат. В центре - токи Заргарон.

Одним из трех медресе, построенных внуком Амира Тимура - Мирзо Улугбеком, стало Медресе Улугбека в Бухаре. Его строительство завершено в 1420 году. Здание имеет два этажа келий, мечеть, учебные аудитории. Первоначально было ещё два купола и четыре минарета (в угловых башнях), которые не сохранились до наших дней.


Медресе Улугбека.

Главным символом Бухары является минарет Калян (Великий). Высота минарета - 45,6 метра - делает его заметным со стороны. Внутри находится спиральная лестница. У подножия минарета выстроен центральный религиозный ансамбль города - Пои-Калян (подножие Великого).Мечеть Калян начала строиться в XV веке на местестарой Джума-мечети XII века. Закончено строительство было в 1514 году. С тех пор по настоящее время это главная соборная мечеть Бухары.


Ансамбль Пои-Калян.

Известным и почитаемым исламским учебным заведением было и остается медресе Мири-Араб. Оно было построено в 1535 году и действует до сих пор, за исключением двух десятилетий при советской власти. В медресе имеется некрополь с захоронением Мири-Араба (Князя Арабов), являвшегося главой мусульман Бухары.


Медресе Мири-Араб.

Основой древнего города, называвшегося в то время Нумиджкет, была цитадель Арк. Возведена она на рубеже нашей эры, на холме, площадью около 3 Га. В Арке размещались: правительственный дворец, канцелярия, помещения охраны, храм. Главный вход крепости обращен к городской площади Регистан.


Цитадель Арк.




Минарет на улице Азимова и башня Шухова.

По-легенде, в том месте, где сейчас находится Чашма-Аюб, проходил святой праведник Иов. От удара его посоха там образовался колодец (чашма) с целебной водой. Первое культовая постройка здесь была еще в XII веке. Нынешнее сооружение возведено при Амире Темуре.


Мавзолей Чашма-Айюб.

Необычное медресе было сооружено в 1807 году на средства туркменского купца Хальфы Ниязкула. Оно получило название Чор-Минор (Четыре минарета). Медресе имеет дворик, с двух сторон обстроенный худжрами, летнюю мечеть в виде навеса с колоннами (айвана), каменный бассейн. Внутри медресе имелась библиотека рукописей.


Медресе Чор-Минор.


Церковь архангела Михаила.




На узких улицах старого города.


Типичный узбекский дворик.




Местный житель возле тандыра.


Сувениры.


На улицах Бухары еще встречаются машины из СССР.

Бухара - последний город на маршруте. Отсюда Боингом-767 "ЮТэйра" возвращаюсь в Москву. Я очень люблю летать в самолетах, не понимаю людей, которым это не нравится. А ниже представлю серию снимков, передающих восхитительную красоту полета.


Российский "Боинг-767" в аэропорту Бухары.


До свидания, солнечный Узбекистан!


Часть полета проходит над пустыней. Пески под крылом.




Местами заметны белые пятна высохших соленых озер (солончаков).


В салоне "Боинга-767". Кресла расположены в рядах по схеме 2-4-2.


Уже над Россией.






Пятна лугов и полей.




Над Подмосковьем.


Москва, Внуково.

Все фотографии автора.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU
На фото в заголовке - скоростной поезд "Афросиаб" прибывает на станцию Бухара-1.
При подготовке текста использовалась книга - Арапов А.В. "Исторические памятники Узбекистана: Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисябз". Ташкент, SMI-ASIA, 2017.
При перепечатке или использовании фотоснимков ссылка обязательна.
Tags: Бухара, Узбекистан, авиация, путешествия, транспорт
Subscribe

  • 1067 - колея, которую мы потеряли

    Так получилось, что на всей территории России и бывшего СССР железные дороги развивались как целостный организм. Одни стандарты колеи, габаритов,…

  • По железным дорогам Урала (поездка 2015 года)

    Урал - не только сокровищница Земли, кладовая полезных ископаемых. Этот регион имеет определенный туристический и рекреационный потенциал. Озера,…

  • Степногорские ЭР22 и Астана

    Был далекий 1990-й год. Родители получили садовый участок в Подмосковье, по белорусскому направлению. Те самые, распространенные в советском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments