Владимир Буракшаев (transphoto2007) wrote,
Владимир Буракшаев
transphoto2007

Categories:

Поездка в Среднюю Азию. Узбекистан, Хива



Очередное утро началось в поезде с незнакомых исламских стихов. Их читал вслух пожилой пассажир в проходе сонного плацкартного вагона. За окном ярко светит солнце и тянется бесконечный, ограждающий пути забор. Ехать до Ургенча осталось около часа. Спускаюсь с полки и иду умываться, попутно удивляясь загруженности вагона багажом: баулы, сумки и узелки пассажиров заполнили все багажные полки и видны из-под нижних. В Средней Азии немногие ездят с небольшим рюкзаком, как мы в России. К тому же, поезд идёт из Ташкента в один из Поволжских городов, и часть пассажиров в нем направляется на долгосрочные заработки в Россию.



Вагоны этого поезда, возможно, ездили в СССР. От новых российских вагонов их отличает тот самый коричневый пластик на стенах и отсутствие биотуалета. Как в полузабытом прошлом, проводник предупреждает пассажиров о закрытии санузла за 20 минут до прибытия в Ургенч.
Перед выходом забираю у проводника билет - его нужно будет предъявить на границе, а так же в случае проверки регистрации по месту пребывания в Узбекистане.


Пассажирский поезд прибывает на станцию Ургенч.


Новый российский тепловоз ТЭП70БС в Ургенче.

Выйдя из поезда в Ургенче, замечаю в голове состава новый российский тепловоз ТЭП70БС в окраске Узбекских железных дорог. По станции двигает вагоны маневровый ЧМЭ3. Спустя некоторое время, к платформе прибыл другой пассажирский поезд с ТЭП70БС. В процессе фотоохоты, местный житель поинтересовался, зачем мне эти снимки. Отвечаю, что мне интересно запечатлеть тепловозы российского производства в Узбекистане. Ответ его устроил, и он подсказал мне, откуда отправляются троллейбусы в Хиву и как до них добраться. Жителям Востока, в силу менталитета, трудно понять идею фотографирования транспортных средств, или коллекционирования связанных с транспортом предметов. Однако, на удивление, транспортные любители в Узбекистане есть. Хоть их немного, некоторые хорошо фотографируют и, вполне возможно, оставят будущим поколениям ценный исторический материал. Сегодня местом общения ташкентских транспортников и любителей стал форум сайта "Таштранс".


Станция Ургенч. Вид в сторону вокзала.


Маневровый тепловоз ЧМЭ3 в восточной горловине станции Ургенч.


Ургенч.

В 1997 году началось движение троллейбусов из Ургенча в Хиву. На данный момент ургенчский троллейбус - единственный в Узбекистане. В Ташкенте и Алмалыке он давно упразднён. Протяженность маршрута - 36,3 км. С момента открытия линии здесь работали троллейбусы "Шкода-14Тр", в 2013 году им на смену пришли новые - "Шкода-24Тр". Аналогичная междугородняя троллейбусная линия в советское время была открыта в Крыму, и по сей день связывает Симферополь с Алуштой и Ялтой. Кроме маршрута "Ургенч - Хива", раньше действовал маршрут "Аэропорт Ургенч - Вокзал".




Троллейбусы "Шкода-24Тр": вверху - в Ургенче, внизу - на конечной у крепости Ичан-Кала в Хиве.

Периодически в Ургенч приезжают иностранные туристы, направляющиеся в Хиву. В скором времени для них планируется запуск скоростного поезда "Ташкент - Хива". Пока же людям с рюкзаками на привокзальной площади наперебой предлагают свои услуги таксисты. В древних городах они предлагают поездку по местным достопримечательностям и доставку обратно к поезду или в гостиницу. Интересно, кто-то этим пользуется? И сколько стоит? Думаю, кто готов много платить, купит в турфирме готовый тур у по всему Узбекистану, и не будет думать о пересадках и расписаниях. А мне интересно не только посетить древнюю Хиву, но и прокатиться в местном междугороднем троллейбусе. Поэтому отправляюсь искать троллейбус, который ходит от ургенчского базара. С вокзала до него идёт автобус №19. Водитель автобуса подсказал где выходить. Прохожу чуть вперед и вижу на остановке зеленую "Шкоду-24Тр". До Хивы еду чуть меньше часа. Конечная - прямо у крепости Ичан-Кала. Троллейбусы ходят с интервалом 25-35 минут в течение всего дня.

По легенде, Хива была основана вокруг колодца Хейвак, вырытого Симом - сыном библейского Ноя. Согласно информации археологов, этот город возник в составе древнего хорезмского государства. В 1997 году Хива отметила свое 2500-летие. За долгую историю она перенесла несколько завоеваний, в том числе арабами (в 712 г.) и армией Чингисхана (в 1220 г.). Помимо религиозных исламских центров, в Хиве было несколько научных, где изучали астрономию, математику, медицину, химию. В начале XVII века, при Чингизидах, Хива стала столицей ханства, в 1873 году хивинская земля вошла в состав Российской империи, а с 1924 года она в составе Узбекистана.


Ичан-Кала.

Исторические постройки Хивы расположились внутри крепости Ичан-Кала. Попадая туда, словно оказываешься в Хивинском ханстве конца XVIII - начала XX веков. Там по прежнему узкие глиняные улицы и небольшие глиняные домишки. На нескольких улицах идет торговля изделиями народных промыслов. Дворы не отгорожены забором от общественного пространства. Резные двери. От солнца и пыли окна затянуты полиэтиленом и тканью. Правда, местами деревянные рамы заменяют на убогие пластиковые стеклопакеты. Ну и современные машины выдают XXI век. Зайти внутрь крепости можно через одни из четырех ворот, расположенных с каждой стороны света. Крепостные стены высотой 7-8 метров имеют стрельчатую галерею с бойницами для обороны города от врагов. Внутренняя территория площадью 650м Х 400м является примером средневекового восточного города. Посмотрим на некоторые исторические постройки Хивы.


Одна из улиц древней Хивы и ворота на территории Ичан-Калы.


Торговая улица в старом городе.

Одно из самых узнаваемых строений - возведенная в середине XVII века Ак-мечеть (Белая мечеть). Внутреннее помещение - ханака - предназначено для зимней молитвы. С трех сторон мечеть опоясывают айваны - деревянные навесы под которыми собираются для молитвы летом.


Ак-мечеть (Белая мечеть).

В 1616 году, в ознаменование переноса столицы из Куня-Ургенча в Хиву, сооружено медресе Араб-хана. Первоначально оно было деревянным. В 1838 году возведено нынешнее здание.


Медресе Араб-хана.

Самое крупное, а потому и заметное медресе на территории Ичан - Калы - медресе Мухаммад и Рахим-хана. Построено в 1876 году, по велению хана Сейида Мухаммад - Рахима-II (он же узбекский поэт Феруз-шах). Феруз-шах перевёл на Узбекский язык многие персидские и арабские рукописи. Внутри медресе имеется двор, жилая комната, купольная мечеть и отсек для хозяйственных нужд. Оно стало последним медресе старой Хивы, так как в дальнейшем над этой территорией установился российский протекторат.


Медресе Рахим-хана и площадь перед ним.



Весьма заметна и узнаваема цитадель Куня-Арк, в переводе "Старая крепость". Построена в конце XVII века. Имеет площадь 1,2 га. Отделенные от большинства построек Ичан-Калы высокой стеной, в составе Куня-Арка находились: ханская резиденция, ханская мечеть, верховный суд, пороховой завод, арсенал, монетный двор, канцелярия, гарем, кухни, конюшня, гауптвахта, хранилище рукописей.


Укрепления цитадели Куня-Арк.


Одна из площадей древней Хивы.


В центре снимка - мавзолей Сейида Ала ад-Дина - одна из древнейших и значимых святыней Хивы. От времени здание даже вросло в землю.

Одно из самых больших медресе Хивы носит имя Мухаммад Амин-хана, погибшего из-за атаки туркмен. Расчитано на 260 учащихся. Хан Мухаммад Амин был последний воинственный хивинский хан (1845-1855). Он имел армию из 40 тысяч всадников и воевал против туркмен, расширив границы хивинского ханства.


Медресе Мухаммад Амин-хана и недостроенный минарет Кальта-минор.

Кальта-минор должен был стать самым большим минаретом Средней Азии. Его строительство началось в 1855 году. Диаметр основания составил 14,2 метра. Вершина должна была подняться на высоту более 80 метров, однако строительство остановилось на высоте 26-метровой высоте из-за усобиц и смуты, возникших после гибели Мухаммад Амин-хана. Еще есть некая легенда, повествующая, что зодчий, строивший минарет, был сброшен с него по приказу хивинского хана после того, как запланировал строительство еще большего минарета для бухарского хана.

Первое двухэтажное медресе Хивы построил в 1804-1812 годах Кутлуг-Мурад-инак, брат Мухаммад Рахим-хана -I. Во дворе был вырыт круглый колодец, водой которого пользовалось всё население Ичан-Калы. Внутри медресе, под полом центрального вестибюля, был похоронен погибший в бою с туркменами Мухаммад Рахим хан.


Медресе Кутлуг-Мурад-инака.



Медресе Хурджум сооружено на месте старого медресе Ходжамберды бия, построенного в 1668 году. Здесь находились: мечеть и библиотека, которой пользовались учащиеся всех медресе Хивы. Рядом располагались караван-сарай и торговый пассаж, обеспечивавшие медресе доходами.


Медресе Хурджум и Алла-Кули-хана.

В 1830-1840-е годы центр общественной и торговой жизни Хивы переместился в восточную часть Ичан-Калы. Там построили новое медресе, караван-сарай и торговый центр. Тогда хан Алла-Кули приказал там возвести для себя новый дворец, названный Таш-Хаули (Каменный двор). Хан требовал от мастеров быстрой работы. Первый архитектор - Нур Мухаммад Усть Таджи-хан отказался закончить строительство за два года и был за это посажен на кол. Другой архитектор - Усто Каландар Хиваки строил дворец девять лет. Дворец получился в два раза меньше Куня Арка. Внутри разместились: жилой ханский комплекс, парадное помещение для встречи гостей, двор приёмов и суда.


Ханский двор Таш-Хаули.






Уличная торговля в Ичан-Кале.

В начале XX века одним из главных сановников Хивинского ханства был Сейид Ислам-Ходжа. При его участии появилось несколько новометодных школ, почтово-телеграфная станция, хлопкозавод. Так же Ислам-Ходжа построил на востоке Ичан-Калы ансамбль из самого маленького медресе и самого высокого (более 45 метров) минарета, похожего на минареты XI-XII веков.


Минарет ансамбля Ислам-Ходжа.

Ниже представлены фотозарисовки дворов и улиц старой Хивы.







































Все фотографии автора.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU
При подготовке текста использовалась книга - Арапов А.В. "Исторические памятники Узбекистана: Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисябз". Ташкент, SMI-ASIA, 2017.
При перепечатке или использовании фотоснимков ссылка обязательна.
Tags: Узбекистан, Хива, путешествия, транспорт
Subscribe

  • 1067 - колея, которую мы потеряли

    Так получилось, что на всей территории России и бывшего СССР железные дороги развивались как целостный организм. Одни стандарты колеи, габаритов,…

  • По железным дорогам Урала (поездка 2015 года)

    Урал - не только сокровищница Земли, кладовая полезных ископаемых. Этот регион имеет определенный туристический и рекреационный потенциал. Озера,…

  • Степногорские ЭР22 и Астана

    Был далекий 1990-й год. Родители получили садовый участок в Подмосковье, по белорусскому направлению. Те самые, распространенные в советском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments