Владимир Буракшаев (transphoto2007) wrote,
Владимир Буракшаев
transphoto2007

Category:

Болгария железнодорожная



Здесь я представлю фотографии подвижного состава БДЖ (Болгарской железной дороги), сделанные в июле 2017 года. Начну с Софии. В Софии есть один большой железнодорожный вокзал, порождающий поезда практически во все части Болгарии. Вокзал во многом напоминает российские вокзалы эпохи СССР, строившиеся в крупных городах. Болгары не называют его вокзалом, они говорят "железопътна гара", а небольшие остановочные пункты в Болгарии называют "спирка". Кто поедет, тому может пригодиться. Вокзал имеет несколько высоких платформ и тупики для пригородных поездов. Пригородные поезда представлены новыми составами завода "Сименс", довольно комфортными, с работающими туалетами и кондиционерами. Пассажирские - преимущественно имеют в своем составе сидячие вагоны с креслами. Причем, кресла бывают как в общем салоне (как в межобластных вагонах, курсирующих по России), так и в отдельных купе 3х3 лицом друг к другу; купе отделены от коридора остекленными дверьми. Я ездил и в тех и в других, на стоимость проезда это практически не влияло. Кстати, поезд по болгарски - "влак". Поезда обозначаются так: КПВ (крайградски пътнически влак) — аналог нашей пригородной электрички; ПВ (пътнически влак) — курсирует по территории Болгарии на расстояния до 150 километров, с остановками на всех станциях; БВ (бърз влак) — более быстрые и комфортные поезда, обслуживающие маршруты длиной от 200 километров, с малым количеством остановок; РБВ (бырз влак с задолжителна резервация) — быстрые поезда с предварительной резервацией билетов; МБВ (международен бърз влак) — это международный быстрый поезд. (По материалам сайта http://travelask.ru/bulgaria/vse-o-zheleznoy-doroge-bolgarii)
Как и у нас, внутри вокзала есть кассы, продающие билеты на все отправляющиеся поезда. Билеты пока бумажные, с логотипом БДЖ. Вместо билет болгары говорят "билетна карта". Если до нужной станции прямой поезд не ходит, касса даст билет с пересадкой, где будут указаны оба поезда. Там же, на цокольном этаже вокзала, находится расписание. Отправление в нем пишется "заминаване", прибытие - "пристигане". Проход к поездам на платформы - через тоннель. На небольших станциях как у нас, есть пешеходные настилы. Путь по болгарски "коловоз". А теперь местные софийские особенности. На один путь к одной и той же платформе могут быть поданы под посадку сразу два поезда, идущих в противоположные стороны. И в расписании указаны, соответственно, два раза (напротив разных поездов) одни и те же платформа и путь. Поэтому до посадки в вагон надо внимательно смотреть, что написано на маршрутной доске вагона и класс вагона. В пассажирских поездах могут быть вагоны 1 и 2 класса, класс отмечен цифрой на наружной стене вагона. Электрички (ЭР25) имеют вагоны только 2 класса. Двери во многих вагонах открывает сам пассажир во время остановки, при помощи рукоятки, а закрываются они автоматически. Для вождения пассажирских поездов используются далеко не новые, но очень надежные электровозы, внешне очень напоминающие ЧС2 советских железных дорог. Только эти переменного тока, а ЧС2 были постоянного. Маневровые работы в Софии выполняют небольшие маневровые электровозы. Регулярно появляется на софийском вокзале поезд София - Бургас со спальными вагонами. Очень удобный для тех, кто уезжает из Софии вечером, чтобы утром прибыть в Бургас. Я в нем не ездил. Говорят, там в купе не по 2 а по 3 полки, расположенные друг над другом. Еще на софийском вокзале есть два паровоза - памятника. Один - танк-паровоз стоит на привокзальной площади (сбоку от здания), другой - узкоколейный - внутри вокзала, на первом этаже.


Танк-паровоз в Софии у вокзала.


Узкоколейный паровоз с вагоном на первом этаже софийского вокзала.


Пассажирский поезд на софийском вокзале.


Еще один, чуть менее распространенный электровоз во главе местного поезда.


Электровоз, выполняющий маневровые работы на софийском вокзале: убирает вагоны одного из прибывших поездов.

С 1998 года в Софии работает метрополитен, в котором эксплуатируются вагоны Мытищинского машиностроительного завода, моделей 81-717.4/714.4 и 81-740.2/741.2 (известны в России как "Русич"). Первых мало, в основном попадаются "Русичи". Но пока есть шанс прокатиться, если постоять, подождать. Ощущения - как в родном московском метро, как будто не уезжал никуда. На данный момент в метро работают две линии, идёт строительство третьей.


Станция "Летище (аэропорт) София" с электропоездом модели 81-717.4/714.4.


Электропоезд 81-717.4/714.4 на станции "Ломско шоссе".


Электропоезд модели 81-740.2/741.2 на станции "Ломско шоссе".

Помимо Софии, я побывал на других станциях, среди которых Мездра, Царева Ливада, Горна Оряховица, Русе, Варна, Карбонат, Бургас. Среди трех главных железнодорожных линий, пересекающих Болгарию, наиболее живописна средняя, где есть равнинные и горные участки.


Электровоз выполняет маневры на станции Мездра.


Пассажирский поезд из вагонов 2 и 1 класса в Мездре.


Очередной паровоз-памятник обнаружен на станции Царева Ливада.


Пассажирский поезд на станции Царева Ливада.


В вагоне пассажирского поезда.




На вокзале города Варна.


Тепловоз Луганского завода с поездом Варна - Добрич на вокзале Варны. В СССР они известны как ТЭ109 и тоже эксплуатировались, но в очень ограниченном количестве.


Маневровый тепловоз на станции Коммунары.


Электровозы на станции Карнобат.


На вокзале города Бургас.


На Болгарской железной дороге имеются путевые машины советской постройки. В частности, дрезины ДМ.



Серьезную проблему для БДЖ представляют местные граффитисты. К сожалению, не часто встретишь в Болгарии абсолютно чистый поезд. Как специально, граффитисты стремятся оставить свой след на всем, что движется, и что стоит в тупике. Бороться с ними пока не очень получается.

Отдельно расскажу о поездке по узкоколейной железной дороге Септември - Добриниште (Добринище). Это единственная, широко известная узкоколейка в Болгарии. Ширина колеи 760 мм. Дорога строилась поэтапно: в 1922 году был запущен первый участок Септември — Велинград, а последний - Банско - Добриниште открылся в 1945-м. Трасса проходит через горные массивы Рила и Родопы, на её трассе сооружено 35 тоннелей и несколько виадуков. Протяженность дороги - 120 километров, пассажирский поезд проходит это расстояние за 5 часов. На линии работают тепловозы румынского производства, используемые для вождения поездов, имеется два тепловоза Камбарского машиностроительного завода, аналогичные российским ТУ7. Камбарский тепловоз можно застать на вывозе прибывших из рейса пассажирских вагонов от платформы в депо. Изредка, по заявкам туристов, на узкоколейке запускают ретро-поезда на паровой тяге. Для этого в депо Септември сохраняется и поддерживается в рабочем состоянии несколько узкоколейных паровозов.


Депо Септември. Справа - узкоколейный тепловоз советской постройки Камбарского завода.


Станция Якоруда. У вокзала - пассажирский поезд на Септември. В составе новые удобные вагоны с мягкими креслами и работающими туалетами. Я такое еще не встречал на российских узкоколейках. Но тем не менее, наши родные, российские узкоколейки все равно милей.


Станция Разлог.


Станция Банско. Отсюда остается последний перегон до Добриниште.


Вокзал и гидроколонка на станции Банско.


Банско. Брошенный паровоз.


Банско. По российским меркам это провинция. Однако, обстановка очень непривычная для провинции, как то не по российски все. Вот не представляю я городок или поселок в области без просевших, почти по окна, в землю, деревянных избушек с печными трубами, с покосившимся забором, с цветами на подоконниках и разбитыми автодорогами. Такая вот разница, хотя Болгария - бывшая социалистическая, дружественная страна.

Из Банско можно поехать автобусом в Софию, это будет быстрее, чем на поездах через Септември, а можно вернуться по узкоколейке до Септември и продолжить путь поездом на восток, в Пловдив.

Все фотографии автора.
На снимке в заголовке - скорый поезд на вокзале Софии.
Для размещения фотоснимков использован хостинг IMGSRC.RU
Tags: Болгария, железная дорога, транспорт
Subscribe

  • 1067 - колея, которую мы потеряли

    Так получилось, что на всей территории России и бывшего СССР железные дороги развивались как целостный организм. Одни стандарты колеи, габаритов,…

  • По железным дорогам Урала (поездка 2015 года)

    Урал - не только сокровищница Земли, кладовая полезных ископаемых. Этот регион имеет определенный туристический и рекреационный потенциал. Озера,…

  • Степногорские ЭР22 и Астана

    Был далекий 1990-й год. Родители получили садовый участок в Подмосковье, по белорусскому направлению. Те самые, распространенные в советском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment