Владимир Буракшаев (transphoto2007) wrote,
Владимир Буракшаев
transphoto2007

Categories:

У самого Белого моря

Часть - 2. Северодвинск и Кудемская узкоколека.
Владимир Буракшаев, фото автора (с).



За час на рейсовом автобусе доезжаем из Архангельска в Северодвинск. Рейсов туда
достаточно, а автобусы на этом маршруте все комфортные: с занавесками и мягкими
креслами. Преодолев на выезде из города пробку, как раз перед мостом через
Северную Двину, новый ЛиАЗ-5256 уверенно покатил к Белому морю. Кондуктор зорко
следит за всеми, кто входит и выходит на остановках, шансов проехать бесплатно здесь
никаких. Автобус обгоняют мотоциклисты: небольшими группами и в одиночку, все
спешат в одном направлении. Неужели какой-то местный байкерский слет? За окном
мелькнул затон, в котором обосновался Лайский судоремонтный завод.



Лайский залив.

На въезде в прежде закрытый город, достаю из рюкзака карту. Чтобы увидеть Белое
море, надо попасть на остров Ягры. Выходим на остановке и садимся на местную
"единичку". Маршрут №1 проложен практически через весь город, сохранивший в себе
образ типичного советского ЗАТО эпохи развитого социализма: однотипные четырех и
пятиэтажные дома, мало рекламы и магазинов, при этом город ухожен, а водители
пропускают пешеходов на переходе. На остров Ягры автобус попадает по мосту,
с которого открывается вид на два градообразующих предприятия - заводы "Севмаш"
и "Звездочка". Один известен тем, что выпускает подводные лодки, другой их
ремонтирует. Если повезет, можно увидеть в затоне и сами лодки.


Заводы "Севмаш" и "Звездочка".

За забором с колючей проволокой видна церковь - бывший Николо - Корельский
монастырь. При нем в 1553—1584 годах, еще до постройки Архангельска, действовал
русский торговый порт, принимавший иностранные суда. После Октябрьской революции
в нем размещалась колония малолетних преступников "Коммунар" и сельхозкомунна
"Искра". В 1936 году, с применением труда осужденных, началось возведение
судостроительного завода, который во 2-й половине ХХ века освоил производство
атомных подводных лодок. Так монастырь оказался на территории режимного объекта,
а его постройки переоборудованы в различные служебные помещения. В 1990-е годы
часть монастырских построек возвращены церкви и восстановлены на средства
прихожан.


Промзона Северодвинска. На дальнем плане - Николо - Корельский монастырь.

Сегодня остров явлается частью города, и застроен такими же панельными домами,
крайние из которых выходят своими окнами на волнистый, песчаный пляж. Если бы
это было где-нибудь в Краснодарском крае, квартиры бы в них стоили больших денег
а местные жители могли бы зарабатывать на сдаче жилья. Но это север, и в конце мая
на продуваемом ветрами берегу Белого моря неуютно даже в ветровке, а купание
возможно только в июле-месяце, и то если позволит погода. Кстати, море не только
холодное, но и более пресное, чем Азовское или Черное, а у берега оно мелководное.


Остров Ягры.


У самого Белого моря.


Дома выходят окнами на пляж.


Дом культуры "Звездочка".


Голуби.


Пруд.


Новый храм.


Один из видов Северодвинска.


Мэрия.


В центре города.




Подарок белорусского народа Северодвинску - автобус МАЗ-105.

Побывав у Белого моря, садимся на "единицу" и возвращаемся в центр города, попутно
посмотрев ж-д вокзал. Вокзал является конечным пунктом для поезда Москва -
Северодвинск, и порождает пригородный в Архангельск и Неноксу, являющуюся местом
проведения учений ВМФ. Гораздо более интересным местом является узкоколейная
железная дорога, расположенная недалеко от города, в местечке под названием Водогон.
О ней далее и пойдет речь.

До Водогона можно добраться автобусом в Большую Кудьму с конечной на Проспекте
Труда (маршрут №101). На остановке у переезда выходят почти все. Рядом с переездом
оборудован разъезд и гаражи для хранения частных мотодрезин. Пять дней в неделю
(понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье) отсюда идет поезд в поселок Белое
Озеро. Бывшая лесовозка стала, по большей части, дачной узкоколейкой. Вывозка леса
прекратилась во второй половине 90-х годов, а основная часть пассажиров - жители
Северодвинска, приезжаюшие в поселок только на выходные дни. Люди быстро
заполняют два зеленых вагона с железной печью внутри. Кто не успел, размещается на
открытой платформе - "коробке" со скамейками вдоль бортов. Узкоколейка очень
востребована, но особый ажиотаж наблюдается в ягодный и грибной сезон.


Поезд Водогон - Белое озеро.


Посадка в вагон.


Те, кому места не хватило в вагоне, размещаются в открытой "коробочке".

Кондуктор всех обилечивает и поезд трогается, сразу же углубляясь в лес. Мы едем
в "коробке". Наш содед - местный житель везет в Белое озеро мотоблок. Другой едет
с собакой. Большой коричневый пес то смотрит, облокотившись передними лапами на
борт, то развалится на полу у хозяйских ног. Несколько местных жителей, уединившись
в конце "коробки" разложили закуску и что-то начали разливать. Кто-то время коротает
в беседе. Кто-то просто любуется мелькающими за бортом соснами. Прошли еще один
переезд с пропускающим нас рейсовым автобусом "ПАЗ". Лес расступается и мы, почти
не снижая скорость, выныриваем на берег озера, подпираемого горой. На горе
расположилось село. У поезда нет промежуточных остановок. Сюда можно добраться
автобусом, а вот в Белое Озеро путь один - рельсы узкоколейки.


В пути.

Весь путь до Белого Озера не превышает полутора часов. Поселок большой, три сотни
постоянных жителей. Есть станция с путевым развитием, диспетчерская, вокзал, депо,
магазин. Рядом со станцией и само озеро, давшее название населенному пункту. Полно
встречающих: кто пешком, а кто на мотоциклах и скутерах. Тепловоз отцепляется
и уходит в депо. Вагоны так и остаются ночевать возле маленькой деревянной
платформы. В обратный путь они пойдут только завтра днем.


Белое озеро. Местные жители встречают поезд.


На станции в Белом озере.


Вокзал.


Снимок на память.


Станция и депо.


В тупике.


Вагонный хлам.


Сарай из бывшего пассажирского вагона.

Я заранее изучил расписание узкоколейки и, чтобы отдохнуть от городского шума
и суеты, запланировал очередную ночевку здесь, у лесного озера. Для этого мы взяли
палатки, спальники и прочее снаряжение. Белое озеро - уютный и живописный уголок.
А утром мы имели возможность получше познакомиться с поселком и железной дорогой.


Вот такой муравейник!


В лесу.


Северная природа.

Белое озеро - конечный пункт нашего поезда, но не конец узкоколейки. Проходя через
весь поселок, она тянется в другой населенный пункт - Палозеро. Сейчас он тоже
используется как дачый и добраться туда можно только на частных мотодрезинах.
За Белым озером, ввиду отсутствия движения поездов, гораздо хуже состояние пути.
Перед Палозером есть мост, где приходится останавливаться, слезать с дрезины,
и по висящим в воздухе рельсам аккуратно перевозить ее. Дрезины в этих краях
незаменимы, их держат во дворах, они здесь получили гораздо большую популярность,
нежели автомобиль.


Узкоколейный путь проходит через весь населенный пункт.




Дрезины - "пионерки" имеются во многих дворах.


Белое озеро.


Дом на берегу.


Какие дороги, такие и машины.


Трелевочный трактор, специально для лесоразработок.


Живая реликвия - трактор ДТ-75.


Второй по-значимости после узкоколейки транспорт - мопед.


Вагоны на станции.


Дрезина едет в Палозеро.


Обратный поезд. На переднем плане - болотоход.

Задолго до отправления поезда заняты все лавки в вагоне. Их всего два, и кто не успеет,
поедет в открытой платформе - "коробочке". Нам-то в ней интереснее, потому что
туристы и для нас это экзотика, да и с погодой, можно сказать, повезло. А каково ехать
в ней на открытом воздухе под проливным дождем и холодным ветром? Поэтому
и торопятся люди занять места в нормальных вагонах: на деревянные лавки кладут
полено, кофту, пустую матерчатую сумку, а то и просто табличку с фамилией из картона.
Вот она, настоящая российская узкоколейка, это вам не Европа! Это надо увидеть, и для
этого стоит ехать в Белое озеро.


Интерьер пассажирского вагона.


Вот она - романтика русской узкоколейки! Европе и не снилось. Куда им до нас,
со своими аккуратными и ухоженными вагонами.


Все занято.


Перед обратной дорогой.


Опять "коробочка".


Поезд встречают и провожают, как на "большой" железной дороге.


Поехали!


Пассажиры узкоколейки.


В пути.

Обратно поезд шел тоже полный, все возвращались на работу в Северодвинск. Погода
ухудшилась, набежали серые облака. В Водогоне начался дождь. Следом за поездом
примчались дрезины с местными жителями. Дрезины убираются по сараям и гаражам,
а люди в автомобилях разъезжаются по домам. Кто-то остается ждать 101-й автобус.
В Северодвинске ночуем в гостинице, надо помыться, выспаться, а заодно подзарадить
аккумуляторы фотоаппарата. Завтра возвращаться в Москву.


Поезд прибывает в водогон.


Маневры. Тепловоз с помощью троса загоняет вагоны на другой путь.


Вслед за поездом прибывают дрезины.



На снимке в заголовке: вид на Северодвинск.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU (www.imgsrc.ru).
Tags: Архангельск, Белое море, Белое озеро, Северодвинск, железная дорога, путешествия, транспорт, узкоколейка
Subscribe

  • Поход в «Силикаты»

    Владимир Буракшаев (с), фото автора. С давних пор в окрестностях Москвы велись подземные разработки известняков. И хоть в начале 20 века они…

  • 1067 - колея, которую мы потеряли

    Так получилось, что на всей территории России и бывшего СССР железные дороги развивались как целостный организм. Одни стандарты колеи, габаритов,…

  • По железным дорогам Урала (поездка 2015 года)

    Урал - не только сокровищница Земли, кладовая полезных ископаемых. Этот регион имеет определенный туристический и рекреационный потенциал. Озера,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments