Владимир Буракшаев (transphoto2007) wrote,
Владимир Буракшаев
transphoto2007

Category:

У самого Белого моря

Часть - 1. Архангельск, Малые Корелы.
Владимир Буракшаев, фото автора (с).



Когда в столице отцвели вишни, и по-летнему одетые москвичи уже радовались новому
сезону отпусков и дач, мне с товарищем представилась возможность слетать на север,
где весна только вступала в свои права.

За те три дня рядом с Белым морем, нам предстояло познакомиться с Архангельском,
посетить закрытый ранее Северодвинск и совершить увлекательную поездку по местной
узкоколейной железной дороге Водогон - Белое озеро.


Обычный рейс ушедшей в прошлое бюджетной авиакомпании "Авианова" уходил из
Шереметьево в 8-30 утра. Нам повезло - было чистое небо. На взлете во всей красе
проплыл под крылом Аэробуса подмосковный Зеленоград. Потом большой синей кляксой
разлеглось внизу Рыбинское водохранилище. С десяти с лишним тысяч метров был
неплохо виден Череповец, с его многочисленными заводами, дорогами и жилыми домами,
от труб которого на многие километры тянулся полосой дымный шлейф.

Меньше, чем через два часа мы прибыли в Талаги - главный архангельский аэропорт.
Он заслуживает внимания, ибо не так много осталось в России воздушных ворот, где вы
сможете понастальгировать по детству и советскому "Аэрофлоту", так как зачительная
часть инфраструктуры этой воздушной гавани сохранилась каким-то образом с тех
времен. Поэтому немного расскажу о нем.


Аэропорт Талаги из иллюминатора самолета.

Итак, выходя здесь из лайнера, вы не встретите телетрапов. Зато, как в детстве,
спустившись на бетон, увидите перед собой автобус: тягач "ЗиЛ" с длинным желтым
полуприцепом, сделанный в СССР, который неторопливо, мимо дремлющих на
перроне "Туполей" сто тридцать четвертых и "АНов" двадцать четвертых, привезет вас
к калитке, через которую вы покинете аэропорт. Багаж получите в отдельно стоящем
сарае с лентой - транспортером и табличкой "Багажное отделение". А если вам
предстоит из Архангельска улетать, то непременно пройдете через типовой терминал -
"аквариум", какие строили при Союзе в 60-80 годах. Да в ожидании выхода на посадку,
полюбуетесь на доставку к самолету горы багажа желтым советским "ЗиЛом" -
грузовиком с деревянным бортовым кузовом. Правда, модернизация все равно скоро
придет, и обо всей этой экзотике останется лишь вспоминать.


Перронный автобус АППА-4 у самолета А-320 в Архангельске.


Пассажирский терминал.


Памятник Ил-14 на площади у аэропорта.


Чуть в стороне - монумент МиГ-31.

Автобусы из аэропорта в город, пусть не часто, но ходят. В основном "ПАЗики", есть
несколько штук новых "ЛиАЗов". Доехав до конечной - Морского вокзала (МРВ) можно
увидеть почти весь город. Площадь перед Морским вокзалом - место скопления
всевозможных маршруток и автобусов: городских, пригородных, междугородних.
Отсюда также легко уехать в Малые Корелы и Северодвинск. В начале ХХI века, с
подачи тогдашнего мэра города, в Архангельске был упразднен весь электротранспорт,
так что автобусы и маршрутки остались единственным доступным видом городского
транспорта. Правда, муниципальных автобусов очень не хватает, в основном ходят
коммерческие "ПАЗы" по цене 14 рублей, без льгот. Другая местная особенность -
попытка печатать рекламу везде где можно, даже на отрывных автобусных билетах.

Зато процветают речные пригородные перевозки. В несколько населенных пунктов
до сих пор въезд по пропускам из-за наличия погранзоны. В остальные можно
сплавать свободно. Говорят, в зимнее время Архангельск связывает с одним из
поселков паром - ледокол! Морской вокзал имеет монументальное здание, но у
причалов сплошь грузовые корабли, включая очень большие. Бывший зал ожидания
превращен в вещевой рынок. Есть не всегда работающая касса, с расписанием
нескольких пассажирских рейсов и списком населенных пунктов, в которые ограничен
въезд, а также недорогой буфет.


Архангельск. Морской вокзал.

За морвокзалом - большой мост через Северную Двину с центральной разводной
частью, по которому осуществляется движение поездов, автотранспорта и (редкий
случай) пешеходов! А главное - с моста открывается замечательный вид на город,
представленный на открытках и в книгах, посвященных Архангельску. К нем мы и идем.
Рядом с мостом какая-то военная шаражка с муляжами самолетов и прочей армейской
техники.


Мост через Северную Двину.


Суда на рейде. Северная Двина.


На улицах Архангельска.



Речной вокзал находится в 15 минутах ходьбы от Морского, в противоположную мосту
сторону. Его здание неприметное, приземистое. Признано аварийным, и с 2006 года
закрыто для пассажиров, но используется как служебное. Расписание рейсов вывешено
в окне, в нем же касса. Пригородные перевозки осуществляет речной трамвайчик
"Москва", еще не испорченный капремонтом и не превращенный в банкетовоз.


Теплоход "Москва" на речном вокзале. От его рейсов зависит жизнь целого ряда деревень.


Пассажирское управление.


Расписание.



Двигаясь дальше (к центру) выходим на набережную, попутно посмотрев храм. Пока
набережная на реконструкции, но вскоре ее откроют и она снова станет излюбленным
местом прогулок горожан. В конце набережной - корабль, тот самый что на купюре 500
рублей. Не так давно сильным ветром ему поломало мачты - обещают восстановить.
В окрестностях - памятник Петру-I (тоже есть на купюре) и памятник жертвам
интервенции. От них выходим к театру имени Ломоносова и знаменитой высотке, шпиль
которой далеко виден с реки и успешно заменяет маяк. Затем следуем к почте, рядом
с которой - красивый верстовой столб. При желании можно съездить автобусом в
Соломбалу, полюбоваться на вантовый подвесной мост, нам это удалось.


Архангельские соборы.


У набережной восстанавливается старинная шхуна "Запад".


Современное судно "Диксон".


Памятник жертвам интервенции.


Петр-I с 500-рублевки.


Театр имени Ломоносова.


Почта.


Верстовой столб.


Одна из центральных улиц.


Здание мэрии и памятник Ленину.


Памятник оленеводам.

Самым дешевым местом ночевки в Архангельске остаются комнаты отдыха на
железнодорожном вокзале. К нему подходит несколько маршрутов городского автобуса.
Но заселяться нужно пораньше, иначе мест может не хватить. На следующий день
посещаем музей - заповедник деревянного зодчества Малые Корелы, расположенный
в 25 километрах от города.

Минут сорок автобусом от Морского вокзала, и мы на месте. Было 24 мая, и в
архангельских школах в этот день праздновали "последний звонок". На улицах и в музее
встречались школьники с шарами и ленточками. Территория музея не маленькая - порядка
140 га, поделена на три сектора: Каргопольско-Онежский, Двинской и Мезенский. Тут есть
церкви, часовни, колокольни, крестьянские усадьбы, мельницы, амбары, построенные в
XVI — начале XX вв., и доставленные из разных уголков области. Сохранены не только
постройки, но и предметы быта и домашнего обихода. Любопытная особенность
архангельских изб и построек в том, что у всех довольно маленькие окна, а помещения для
скота соединялись с жилой частью дома. Очевидно, это связано с холодными зимами: так
легче беречь тепло. К домам пристроены повети, на которых хранили сено и наклонные
взвозы для телег.


Ворота музея - заповедника.


Деревянные мельницы.


Крестьянское подворье.






Деревянная церковь.


Архангельские школьники празднуют "последний звонок".


В конце мая в эти края приходит весна.


Лестница.


Деревня.


Окна непривычно высокие, но и до них зимой бывают сугробы.


Усадьба. Такие раньше были заборы.




Амбары на любой вкус.








Постройки на горе.




Поклонный крест.


Деревянная церковь.






Качели наших дедушек.






Деревянная церковь и тротуар.






Вид музея - заповедника с шоссе.

На фото в заголовке: вид Архангельска с моста через Северную Двину.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU (www.imgsrc.ru).
Tags: Архангельск, Малые корелы, авиация, путешествия, транспорт
Subscribe

  • 1067 - колея, которую мы потеряли

    Так получилось, что на всей территории России и бывшего СССР железные дороги развивались как целостный организм. Одни стандарты колеи, габаритов,…

  • По железным дорогам Урала (поездка 2015 года)

    Урал - не только сокровищница Земли, кладовая полезных ископаемых. Этот регион имеет определенный туристический и рекреационный потенциал. Озера,…

  • Степногорские ЭР22 и Астана

    Был далекий 1990-й год. Родители получили садовый участок в Подмосковье, по белорусскому направлению. Те самые, распространенные в советском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments