Владимир Буракшаев (с), фото автора.
2 мая 2010 года состоялась первая организованная поездка по Алапаевской узкоколейной железной дороге для российских любителей и туристов. Инициатором мероприятия и руководителем стал московский предприниматель, путешественник и любитель узкоколейных желензных дорог - Александр Гончаров. Узкоколейка с богатой историей считается самой протяженной в России на сегодняшний день. Она не раз посещалась туристами из зарубежной Европы. Специально для них был даже выпущен буклет на русском и английском языках, рассказывающий об этой дороге.
Участники мероприятия получили уникальную возможность осмотреть депо и подвижной состав, ознакомиться с историей Алапаевской узкоколейки и раритетами, бережно сохраняемым в помещении деповского музея. А потом в специальном поезде из двух вагонов повышенной комфортности проехать в самый дальний пункт магистральной линии - поселок Калач. В пути делались фотостопы.
Следует отметить, что это уже не порвый проект московских энтузиастов. В 2009-2010 гг. состоялись поездки по торфовозной узкоколейке Гусевского ППЖТ, предприятия Васильевский мох, и линии Тумская - Голованова дача; экскурсия в трамвайное депо имени Апакова и др.
Будем надеяться, что постепенно подобный вид культурного отдыха станет наконец, популярным не только за рубежом, но и в нашей семейно-родовой садово-огородной стране.
Узкоколейка начинается у переезда, рядом с которым станция и депо.
Каждое утро сюда прибывает пассажирский поезд Санкино - Алапаевск.
Вокзал узкоколейной железной дороги. Зал ожидания с кассой - место встречи участников поездки.
Знакомство с узкоколейкой началось в деповском музее. Здесь собраны документы, картины, фотографии, вещи, средства связи, сигнализации и прочие экспонаты. Примечательно, что на экскурсию в музей и депо приводят алапаевских школьников.
В небольшой комнате собрано множество материалов, отражающих работу и жизнь дороги
на протяжении многих десятков лет.
Картины - гордость музея, написаны бывшим работником узкоколейной дороги.
В ходе экскурсии.
Кусочки рельса 19-го века, сундучки машинистов, керосиновые фонари, флюгарки,
электрожезловый аппарат, макеты вагнов и таблички, даже у взрослых вызывают интерес.
Вековая история дороги отобразилась не в одной книге почета.
После музея смотрим депо. Кроме ширины колеи, оно не многим отличается от ширококолейных: цех текущего и подьёмочного ремонтов, отдельно для локомотивов и вагонов, смотровые ямы, топливный склад, охрана и дисциплина.
Узкоколейное депо украшает лозунг из советского прошлого.
Цех текущего ремонта вагонов.
Состав пассажирского поезда к столетию дороги получил разноцветную раскраску.
Его вагоны украшают лозунги: "Человек славен трудом!", "Алапаевские просторы",
"Берегите лес!", "Пользуйтесь услугами ж-д транспорта", "Урал - опора Росии" и др.
Некоторые вагоны - плацкартные, оборудованные работниками депо.
"Трехнитка" - совмещенный участок узкой и широкой колеи в Алапаевске.
Наследие паровозного прошлого - гидроколонка в депо.
Два вагона переделаны в салоны повышенной комфортности.
В них возят начальство, экскурсии иностранцев и теперь выделили для нас.
Рядом с депо находится самая крупная на дороге станция - Красная, с путями узкой и широкой колеи.
Узкоколейные вагоны на станции Красной.
Здесь есть карликовые и мачтовые светофоры (не семафоры, читайте инструкцию по сигнализации)
автоматические стрелки, диспетчерская и стрелочная централизация. Все как на широкой колее.
Станция Красная. Железнодорожный этюд.
Отправление поезда с Красной.
Пересечение путей узкой и широкой колеи между Красной и Синячихой.
Вдоль узкоколейки расположено много поселков и деревень, для жителей которых поезд -
единственное удобное средство сообщения.
Мимо маленьких, почерневших от времени бревенчатых изб, уходят рельсы в глушь уральской тайги.
Путепровод у Верхней Синячихи.
Узкоколейка весной.
В кривой перед станцией Синячиха.
Узкоколейный поезд идет вдоль берега Верхнесинячихинского пруда.
Синячиха. Когда-то здесь была станция, но рельсы сняты, а следы заросли травой.
Теперь это просто остановочный пункт.
И лишь дежурная выходит встретить поезд с желтым флажком.
Верхняя Синячиха - последнее "цивилизованное" место дороги. Здесь есть металлургический
завод (на снимке) и знаменитое фанерное предприятие "Фанком", известное своей продукцией
за рубежом. А дальше будут только лесные поселки, затерянные среди тайги.
Узкоколейный поезд в районе верхнесинячихинского металлургического завода.
Деревянный мост через реку в Верхней синячихе.
Один из лучших кадров поездки.
Станция Угольная.
Угольная. Вид с верху.
Фотографы за работой.
Узкоколейные дрезины заменяют людям автомобиль.
Старый электрожезловый аппарат уже не используется. Ездят по записке.
А этот пульт опять же указывает на "родство" с дорогами широкой колеи.
Только отправились с Угольной - навстречу местные жители едут на "Пионерке".
Останавливаются, снимают дрезину чтоб пропустить. А если встретятся две дрезины -
снимается та, что легче. Негласное правило УЖД.
Лес - главное богатство этих мест. Им и живут, поэтому по дороге встретишь то вырубку,
то лесопункт, то лесовозный сцеп.
Путепровод над ширококолейной линией.
Лесные перегоны по-своему хороши.
А еще на АУЖД есть старые деревянные километровые знаки, что видно на этом снимке.
В кабине тепловоза.
Кривая у Ельничной.
Входной светофор станции Ельничная.
И даже здесь, в тайге, имеются автоматические стрелки.
Прибываем к вокзалу, на первый путь.
Ну вот и все. Продолжение следует.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU
На фото в заголовке - узкоколейный поезд на перегоне Красная - Синячиха.