Владимир Буракшаев (transphoto2007) wrote,
Владимир Буракшаев
transphoto2007

Category:

Окское половодье

Часть-1. Поездка в Заокское.
Владимир Буракшаев (с), фото автора.



"Глубока Ока, в брод не перейти" - поется в песне. Для жителей Рязанской, Тульской областей и юга Подмосковья, слова эти - не пустой звук. Практически каждую весну многие из них становятся "заложниками" внезапно разлившейся реки. У кого-то паводком затапливает огороды; кто-то опасается за стоящий возле реки дом; кто-то не может проехать в автомобиле, так как дорога оказывается под водой. Для чиновников районной администрации паводок тоже отдельная "головная боль". Это им приходится организовывать сообщение с населенными пунктами, отрезанными водой. И дело не ограничивается пассажирскими перевозками, должна работать "скорая помощь", пожарная охрана, почта и т.д. А это прежде всего расходы, возложенные на бюджет.
Но половодье - зрелище красивое и необычное. Недаром оно встречается на картинах, фотовыставках, в кинофильмах. С приходом весны устремляются туристы в Рязань, Коломну, Белоомут, Луховицы, чтоб посмотреть в том числеи на разливы. И здесь главное - во время успеть. Пройдет неделя, другая, вода спадет, и жди тогда следующей весны.

Еще прошлой весной - 2009 года я планировал подготовить этот репортаж. Но малоснежная зима внесла свои коррективы - паводок был не большой. Зато в этом году разлилась Ока хорошо. И я не даром посетил Рязань и подмосковный городок Белоомут.

В Рязани городская пристань расположена у самого кремля, на реке Трубеж. От маленького дебаркадера в навигацию курсируют прогулочные суда. Пассажирское пригородное судоходство завершилось еще при советской власти. И лишь на период паводка назначаются "речные трамвайчики" до сел Заокское и Коростово. Мера эта вынужденная - дорога затоплена, маршрутки и автобусы временно не идут. Цена билета здесь значительно ниже, чем на прогулочный рейс. И чтоб "отшить" желающих покататься, билеты продают только в один конец.

Весь путь в Заокское длится чуть меньше часа. Ока петляет. С обоих сторон торчат из воды деревья и полузатопленные кусты. Наконец, таплоход упирается носом в берег. Причала нет. Прямо на землю спускается небольшой трап. Чуть в стороне виднеются сельские дома, но путь к ним снова преграждает вода. А по сему, пассажиров в село доставляют... на тракторах!
Когда-то, в 1950-х, такой транспорт не был в диковинку жителям удаленных деревень. Зимой вместо прицепов использовались полозья. В 1980-х такой транспорт практически повсеместно уже извели на нет.

Теплоход курсирует в Заокское трижды в день. И четко по расписанию к нему подходят "рейсовые" трактора. По стенкам прицепа, в котором обычно возят сено, устронены лавочки. По самодельной деревянной лестнице в него садятся и стар и мал. Так и едут, держась друг за друга, да за борта. На затопленном участке дорогу указывают торчащие из воды вешки.

Тракторист Василий родом из Коростова, но живет в Заокском вместе с семьей. Ехавший с нами журналист местного, рязанского телеканала, у него берет интервью.

- Каждый год, как зальет дорогу, вот так и возим. А что делать-то? Один раз даже беременную вез (было это несколько лет назад). Помощь вызвали, сказали ждите. Час прошел - нету, стали звонить, отвечают - помощь выслали, ждите. В конце-концов, закутав в одеяла, повезли трактором на прибывший из Рязани теплоход. А в лучшие времена, в экстренных случаях вертолет прилетал.

Согласно правилам, в прицепах перевозка пассажиров запрещена. Но в половодье другого выхода просто нет.
- Преодолеть затопленный участок от берега до села способен вахтовый автомобиль "Урал". У него кузов оборудован для перевозки людей. Но в Заокском такого нет. Каждый год выделяют на половодье деньги, дали бы нам "вахтовку" на время и нарушать не пришлось.

До Заокского и Коростого можно проложить незатопляемые дороги со стороны солотчинской трассы, но областной бюджет деньги не выделяет. Иной раз местные на "ГАЗелях" проезжают каким-то образом по затопленному участку дороги. Однажды, глядя на них, попытались проехать прибышие в село связисты и застряли. Вытаскивать трактором пришлось.

Расположенное в непосредственной близости от Рязани и имеющее с ней стабильное сообщение, село совсем не выглядит депрессивным. В нем достаточно добротно сделанных кирпичных домов. Почти все строения ухожены. Есть все необходимое для жизни. Местный магазин наполнен товарами, работает школа, клуб. Рядом с сельским кладбищем заново возведен храм (прежний был разрушен в годы советской власти). Что интересно, местная молодежь не бежит при первой возможности из села. В сельском клубе регулярно проходят праздники и дискотеки. Имеется свой ансамбль, ведется работа патриотического характера: нынешние жители заинтересовались судьбой воевавших на фронтах Великой Отечественной односельчан. В одном из помещений клуба теперь есть списки вернувшихся с войны, пропавших без вести и павших в боях с врагом.

Зарплаты мизерные. К примеру, директор клуба получает всего шесть тысяч рублей. Приходится искать способы заработать, играя музыку на свадьбах и торжествах. Василий тоже, имея личный автомобиль, был рязанским таксистом. А в дни нового года он становится Дедом Морозом! Для этого случая у него есть свой красный кафтан, шапка и искусственная "борода".

Выручает подсобное хозяйство. В селе держат коров, сами делают творог, сметану и другие продукты. Продавать возят не только в Рязань, но и в Москву. Вставать приходится рано, а то и всю ночь не спать - делится Василий - ночью везут в Москву, чтобы днем продать и к ночи едут обратно.

Любимое занятие многих жителей здесь - рыбалка. Под боком Ока, снасти есть в каждом доме. Вот и в день нашего приезда компания расположилась на берегу. В котелке, подвешенном над костром, клокочет свежесваренная уха. Посидеть бы вот так же с удочкой...

Но надо ехать домой. Подошел к берегу теплоход. Уже спешат к нему трактора. Вечерний рейс в Рязань полупустой, в основном все едут обратно. В виде исключения, рязанскому журналисту и мне, позволили проехать часть пути в рубке капитана "речного трамвая".

Сегодня местное судоходство в основном, прогулочное и грузовое. Иногда придет в Рязань и круизный теплоход. Небольшой, конечно, двухпалубный. Для больших судов Ока довольно мелка, иной раз есть угроза круизным маршрутам в период низкой воды. Но, к счастью, удается сохранять рейс "московской кругосветки" через Коломну - Рязань до Нижнего Новкорода и далее по Волге и каналу имени Москвы.

Расцвет пригородного судоходства наблюдался в 1970-1980 гг. Тогда вверх из Рязани ходили:
"Заря" до Константинова два раза в день - утром и вечером. (От Константинова до Коломны ходила ещё одна "Заря", согласованная с Рязанской по времени.)
"Ракета" до Константинова - один раз в день, в середине дня.
"Эмка" из Новосёлок в Рязань. Из Новосёлок выходила в 4:30 утра с грузом ягод, яблок и их продавцов. Из Рязани в Новосёлки отправлялась в 19:00. Спецрейс для торговцев на Рязанском рынке. Но в мае-июне она ходила практически пустая, торговать ещё было нечем.
Иногда, в июле-августе, добавлялась вторая "Эмка", т.к. в одну все желающие не помещались.

На теплоходах была только одна проблема - отсутствие билетов. Из Москвы до Новосёлок с проблемами удавалось купить заранее, а вот из Новосёлок до Москвы ни разу за много лет.

Добила эти рейсы не Перестройка, и не кризис 1990-х годов. "Зарю" и "Луч" запретили по экологическим соображениям, экологи подняли кипиш с привлечением журналистов, якобы от их двигателей-водометов гибнет рыба. А "Эмки" и "Ракеты" просто вытеснили автобусы. Как только появилось автобусное сообщение с Константиново, а затем и с Новосёлками, их рейсы были отменены. "Эмки", кстати, оставались до начала 90-х годов, особенно долго держался маршрут для отдыхающих Кремль - Луковский лес, но потом регулярные рейсы прекратились. И теперь от Кремля ходят только прогулочные суда как по расписанию, так и по заказам предприятий и организаций.



Эта деревня находится в черте города, за притоком Оки - рекой Трубеж,. В период снеготаяния
уровень воды в ней быстро растет. Вода подступает к заборам и огородам.


На удалении от реки - сухо. Но были годы, когда заливало и тут.


Еще чуть-чуть, и вода может проникнуть в дом. Не дай Бог, конечно.


Вот такое оно, окское половодье!


Понтонный мост помогает преодолеть разлившуюся реку Трубеж.


Городская пристань на реке Трубеж. Навигация началась рано, местами еще плавает лед.
Чтобы льдины не мешали судоходству, их расталкивают моторной лодкой.


В определенное время, на пристани скапливаются жители сел Заокское и Коростово, и их гости.
В период паводка река - единственный путь туда.




"Речной трамвайчик" эти несколько недель работает как рейсовое судно,
в остальное время - используется в роли прогулочного.


Отправление от пристани в Рязани. Река Трубеж. Впереди - местный речной порт при впадении в Оку.


Вот и вышли в Оку.


Вот такая картина открывается с корабля.


Справа, слева - повсюду торчат из воды затопленные кустарники и деревья.




Ока разливается, затапливая широкую пойму.




Этот рейс не прогулочный. Едут люди в Заокское - кто к родным, кто домой.


Особенно широка Ока в половодье. Но скоро вода отступит и покроются густым разнотравьем заливные луга.












Подходим к Заокскому. Швартуемся "носом в берег". Обратных пассажиров уже привезли сюда
трактора. Теперь они заберут прибывших из Рязани и повезут в село.


На выходе с корабля.


Обратно теплоход пойдет "битком".


И в самом деле, зачем нам дороги, если есть трактора? Один уже заполнен.


Кто не вместился, залезает в другой.


И поехали. Вот тут подумаешь - люди платят большие деньги, чтоб проехаться по Европе,
слетать в Египет, увидеть что-то необычное. А удивительное бывает рядом, в соседней области.


Такому транспорту и паводок нипочем!


Все, приехали в Заокское. Трактор дальше не пойдет.


А вот тот самый участок между берегом и селом, который преодолевают на тракторах.


Тракторист, узнав что мы специально прибыли сюда из Москвы, решил немного нас покатать,
чтоб показать село.




Вот так выглядит сегодня Заокское. В нем даже улицы имеют названия. Есть, например, Колхозная.


Со времен Советского Союза сохранились эти таблички на домах.


Проехав село насквозь, мы увидели, что оно полностью отрезано половодьем от всех дорог.


К вечеру трактор опять повезет пассажиров на теплоход.


"Карета" подана.








Снова едем через разлив.




Теплоход уже прибыл, раз пробежал встречный трактор с единственным пассажиром.


Вечерний рейс оказался почти пустой.


Прошай, Заокское. До новых встреч!






























И в завершение - для фанатов речного транспорта: в рубке теплохода М-274.




Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU
На фото в заголовке: рязанская городская пристань на реке Трубеж.
Tags: Ока, Рязань, водный транспорт, половодье, путешествия
Subscribe

  • 1067 - колея, которую мы потеряли

    Так получилось, что на всей территории России и бывшего СССР железные дороги развивались как целостный организм. Одни стандарты колеи, габаритов,…

  • По железным дорогам Урала (поездка 2015 года)

    Урал - не только сокровищница Земли, кладовая полезных ископаемых. Этот регион имеет определенный туристический и рекреационный потенциал. Озера,…

  • Степногорские ЭР22 и Астана

    Был далекий 1990-й год. Родители получили садовый участок в Подмосковье, по белорусскому направлению. Те самые, распространенные в советском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments