?

Log in

No account? Create an account
Владимир Буракшаев
transphoto2007
................ ..................

Декабрь 2018
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Владимир Буракшаев [userpic]
По рельсам всесоюзной стройки

Часть-7: Северобайкальск - Братск.

Фото Владимира Буракшаева (с).



Ночной поезд Северобайкальск - Красноярск плавно отошел от перрона. В отличие от предыдущего состава Новая Чара - Северобайкальск, он весь состоял из новых тверских вагонов, с неудобными - узкими, откидывающимися во внутрь, форточками. Проводники разнесли белье, согрели для пассажиров в титане чай, но туалеты открывать не спешили: вдоль берега Байкала действует строгая санитарная зона. Наконец их открыли, я умылся и забрался на верхнюю полку спать. Когда проснулся, было уже светло. За окном мелькали хвойно - березовые леса, сопки, чередовавшиеся с открытым пространством. Мы подъезжали к городу Усть-Кут, где в общем-то заканчивался "настоящий" БАМ, считающийся детищем комсомола. Дальше, на запад, тянулась тайшето-ленская линия железной дороги, построенная в сталинские времена.

Главная станция носит название Лена, от протекающей здесь реки. По-близости находится локомотивное депо, уже второе на БАМе, в котором нам встретился работоспособный тепловоз ТЭ3. Со слов работников, недавно их было больше и все они водили хозяйственные поезда. А теперь вроде бы отправлены в Северобайкальск (на порезку). Еще сколько-то таких тепловозов было разрено ранее в депо Вихоревка. Какой смысл гонять ТЭ3 в соседние депо - непонятно, так как в самом Усть-Куте имеется своя база чермета, где нами были увидены утилизируемые вагоны электрички ЭР9П.

Неподалеку от вокзала Лена находится речной вокзал и порт Осетрово. Сейчас с него отправляются теплоходы "Заря" по пригородным маршрутам. А по 2006 год из Осетрово в Якутск курсировали колесные пароходы "Красноярск" и "Благовещенск". Это было последнее место в России, где колесные пароходы оставались в регулярном пассажирском движении! На вопрос о причинах закрытия, работники порта ответили с грустью: - нерентабельно. С уходом колесных пароходов исчезло и беспересадочное сообщение Якутска с Усть-Кутом. Теперь попасть в Якутск можно на скоростных судах "Полесье" с пересадкой в Пеледуе. Билеты дорогие. Колесные пароходы еще, к счастью, не уничтожены и находятся в порту Киренск. Но это отдельная тема. На сей раз мы тут долго задерживаться не стали, ибо отпуск не резиновый, а впереди нас ждал город Братск.

Усть-Кут, Братск и Вихоревку соединяет самый длинный маршрут электрички в нашей стране: Лена - Вихоревка. Весь путь, порядка 500 километров, она проходит за 12 часов. И пока это не экспресс повышенной комфортности ЭД9МК а обыкновенная пригородная электричка. В ней мы и поехали дальше.


Вокзал станции Лена в Усть-Куте.


Усть-Кут. Привокзальная площадь.


Тепловоз ТЭ3 в местном депо.


Паровоз - памятник Еа.


Речной вокзал Осетрово.


Река Лена.


Теплоходы "Заря", обслуживающие пригородные маршруты.

Короткую остановку сделали по дороге в Железногорске - Илимском, чтобы увидеть и сфотографировать последний сохранившийся в работе ВЛ41. Ранее поселок назывался Коршуниха, что отразилось в названии станции. Недалеко от станции находится железорудный карьер, на который стоит полюбоваться. А также здесь можно найти тяговые агрегаты ОПЭ1А, ОПЭ1, ЭЛ10 (последние, правда, в виде останков в депо).


Электровоз ВЛ41 - последний живой представитель этой серии локомотивов.


В кабине ВЛ41.


На участке Коршуниха - Лена сохранились деревянные платформы для электропоездов.

А после Коршунихи был Братск, поразивший нас грандиозной плотиной - главной местной достопримечательностью, обилием старых автобусов "ЛиАЗ" на городских маршрутах и праздношатающихся маргинального вида лиц. Город состоит из трех изолированных друг от друга районов: Падун, Гидростроитель и собственно Братск. Отсюда в нем несколько крупных железнодорожных станций (Падунские пороги, Гидростроитель, Братск), но автовокзал один (находится в Братске). Неудобнее всех расположен речной вокзал (общественный транспорт к нему вообще не подходит), с которого несколько раз в неделю курсирует "Метеор" в Иркутск.
В каждом из трех районов - своя маршрутная сеть, на которой, помимо "ЛиАЗов, работают "ЛАЗы" и "ПАЗики", а также троллейбусы Вологодского завода и знаменитой на всю страну "Тролзы". Особый интерес представляют вологодские "гармошки", почти не встречавшиеся мне в других городах. Связь между районами осуществляют подержанные автобусы междугороднего класса и по весьма высокой цене. Так, из Братска в Гидростроитель курсирует маршрут №10 с мягкими креслами, по цене 37 рублей.
Товары в Братске дешевле, чем в других БАМовских городах, но мы приехали не за ними. И несмотря на дождь, не перестававший практически целый день, первым делом направлямся к плотине Братской ГЭС. О ней следует рассказать отдельно.

Главной частью электростанции является бетонная плотина длиной 924 метра и 124 метра высотой, строительство которой развернулось в 1954 году и было объявлено ударной комсомольской стройкой. В средней части плотины проложено автомобильное шоссе, соединившее два района, а сверху проходит железнодорожное полотно. Судопропускных сооружений нет. Строителям электростанции впервые в мире удалось перекрыть правую часть Ангары со льда. Наполнение Братского водохранилища началось в 1961 году. Было затоплено больше ста деревень, в том числе знаменитый Братский острог. Даже линию железной дороги в этом месте пришлось переносить. Братское водохранилище стало самым крупным искусственным водоемом в мире, иногда говорят о нем Братское море. Глубина воды у плотины превышает сто метров.
Первый промышленный ток ГЭС дала в 1961 году, в постоянную эксплуатацию была принята в 1967. Сегодня электростанция дает примерно 22,6 млрд кВт·ч в год, став по мощности второй в России. В числе потребителей - множество промышленных предприятий Иркутской области, в том числе Братский алюминиевый завод.
Электростанция нашла отражение в творчестве людей. Пример тому - известная в прошлом песня «Девчонки танцуют на палубе» или произведение В. Распутина «Прощание с Матёрой».

В числе других достопримечательностей братска можно отметить Ангарскую деревню, находящуюся неподалеку от автомагистрали Гидростроитель - Братск. В ней представлены башня острога, церковь, дома сибирских крестьян, дворовые постройки, предметы быта. А так же реконструированы жилища эвенков, в последствии ушедших на север.


Вокзал станции Гидростроитель с автобусом "ЛиАЗ-677М".


Плотина Братской ГЭС на Ангаре. Для восприятия ее масштабов, в верхней левой части сфотографирована едущая электричка.


Плотина Братской ГЭС (фрагмент).


Барельеф, изображающий "мирную трудовую жизнь советского человека".


Памятник "Турбина" у проходной ГЭС.


Через плотину проходит шоссе и маршруты городского автобуса.


А сверху - железная дорога.


Плотина в дождь.


Ангара.


Улицы Братска.


Театрально-концертный центр Братск.


Жилой район Братска.


У здания районной администрации.




Деревянный Братск.


Автобусная остановка с "ЛиАЗом-677М".


Москва уже забыла про такие автобусы.


На конечной у автовокзала.


Ну как вам столько старых "ЛиАЗов" на одной площади? И это только половина того!


На снимке в заголовке: Типичные пейзажи тайшето-ленской дороги.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU

Comments

УУуу, сколько интересных подвижных составов! Спасибо большое! А колёсные пароходы ещё как-нибудь используются?

Тетка, работающая на речном вокзале, говорила что один хотели ставить как гостиницу или ресторан где-то, может даже уже поставили.
Это возможно, но никаких фактов, подтверждающих ее слова нет.
Работники на причале говорят что стоят оба парохода в Киренске, если хотите - можете даже туда сплавать, из Усть-Кута ходит в Киренск "Полесье".

О, это нескоро, кошелёк студента не дотянет в такие дали :)

Супер!
Кстати,по поводу ЛиАЗов, не так давно с Речника в Мск такие бегали на Зеленоград. В 2005 точно еще были. ;)

Количество ЛиАЗов и ПАЗов-672 внушает :)
Электропоезда будут?

PS Порекомендовал бы автору всё таки делить посты: железнодорожные, городские, общественный транспорт. А то и Усть-Кут и Братск, так много всего за один раз :)

Нет, электричка была одна и прошла по плотине, когда мы ее фоткали.
Будут еще электрички в следующей части - по Иркутску.

Не понял город значит Усть-Кута, а станция Лена?

Город называется Усть-Кут, а станция в этом городе - Лена.

Угу, а порт - Осетрово. вот такое "троязычие" (хотя все рядом расположено)

Вот как! А пароходы искренне жаль. Остается надеяться, что их все же сохранят для потомков, а не пустят в металлолом.

Интересно, что делает судёнышко на откосе плотины.

Незнаю, к нему было не подойти.

Володя, еще раз спасибо за увлекательное чтение!
Части, касающиеся БАМа, разрешите опубликовать вместе со снимками на бамовском сайте с указанием авторства?

Да, опубликуйте. Особенно если это будет на пользу людям.