?

Log in

No account? Create an account
Владимир Буракшаев
transphoto2007
................ ..................
Владимир Буракшаев [userpic]
По рельсам всесоюзной стройки

Часть-1. Восточный БАМ.

Фото Владимира Буракшаева (с).



Легендарная Байкало-Амурская стала второй в стране железной дорогой, вышедшей к Тихому океану и последней грандиозной стройкой в СССР. Она построена в очень сложных природно-климатических условиях: на сильно пересеченной местности и многолетней мерзлоте. В 1889 году полковник Волошинов, исследовавший с отрядом местность от Усть-Кута до Муи, сказал: «…проведение линии по этому направлению оказывается безусловно невозможным в силу одних технических затруднений, не говоря уже о других соображениях».

Тем не менее, в 1932 году вышли первые постановления СНК о строительстве здесь железной дороги и начались проектно-изыскательские работы. Затем развернулось строительство соединительных линий с Транссиба: Бам — Тында, Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, Известковая — Ургал. Работы велись заключенными БАМЛАГа, безо всяких технических средств: лопата, кирка и тачка - вот и вся механизация. Узниками БАМЛАГа (позднее - АМУРЛАГа) были учёный и философ П. А. Флоренский, маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, писатели В. Н. Ажаев, С. А. Воронин, Ю. О. Домбровский, двоюродный брат известного авиаконструктора Евгений Гуревич, сестра знаменитой поэтессы и писательница Анастасия Цветаева; а так же представители духовенства - епископ Герман, иеромонах Косма, диакон Сергий Астахов, иерей Александр Абиссов, священник Димитрий Легейдо, впоследствии причисленные к лику святых. В 1938 году начал строиться западный участок магистрали - Тайшет-Братск, но завершению помешала начавшаяся вскоре Великая Отечественная война. А с построенной к тому времени соединительной ветви БАМ-Тында сняли рельсы и фермы мостов для прокладки Волжской рокады (Сталинград-Ульяновск).

После войны заключенными АМУРЛАГа продолжилось строительство восточного участка БАМа Комсомольск-на-Амуре - Ургал. В 1950-м открывается движение на первом западном участке Тайшет - Усть-Кут. Станция Тайшет - единственное в стране место, где смыкаются пути Транссиба и БАМа.

В 1967 году, с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров, возобновляются изыскания основной трассы БАМа. В 1970-х БАМ объявлен всесоюзной комсомольской стройкой. Сюда устремляются тысячи молодых людей, приезжают агитпоезда, артисты. Газеты того времени пестрели сводками и репортажами с БАМа. Но вместе с комсомольцами трудились служащие железнодорожных войск, которые отвечали за весь восточный участок до Комсомольска-на-Амуре. В 1977 году открывается ветка БАМ - Тында, через два года - линия Тында - Беркатит. Основная дорога, длиной 4 тысячи километров, строилась целых 12 лет (с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года) и сдана в постоянную эксплуатацию 1 ноября 1989 года.

Последней стройкой на БАМе стал Северомуйский тоннель, открытый только в 2003 году. До этого все движение осуществлялось по временному обходу, который с пуском тоннеля остался как запасной.

Многие посёлки и станции БАМа строились одной республикой или городом. Так, азербайджанцы строили станции Ангоя и Улькан; жители Армении - Кюхельбекерскую и Звездную; белорусы - Муякан; грузины - Икабья и Ния; казахстанцы - Новую Чару; латыши - Таксимо; литовцы - Новый Уоян; молдаване - Алонку; туркмены - станцию Ларба; таджики - Солони; узбеки - Куанду и Леприндо; украинцы - Новый Ургал; эстонцы - Кичеру. Множество разъездов и станций построено жителями РСФСР: Тамбовской области - Хурумули; Новосибирской - Тунгала и Постышево; Пензенской - Амгунь; Волгоградской - Джамку; Саратовской - Герби; Куйбышевской - Этыркен; Ульяновской - Ижак; Свердловской - Кувыкта и Хорогочи; Пермской - Дюгабуль; Челябинской - Юктали; Ростовской - Киренга; Тульской - Маревая; Московской - Тутайл и Дипкун; Алтайского края - Эворон; Красноярского - Февральск; Хабаровского - Сулук; Ставропольского и Краснодарского - Лену; Башкирии - Верхнезейск. Жители Чечено-Ингушской, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР работали на строительстве Кунермы. Москвичи строили Тынду, ленинградцы - Северобайкальск.

Сегодня вся трасса БАМа поделена между двумя дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной. Границей служит станция Хани. Трасса проходит по территории шести субъектов РФ: Иркутской области, Бурятии, Читинской области, Якутии, Амурской области, Хабаровского края. Общая протяженность трассы - 4324 км. Дорога однопутная, с разъездами. На большинстве из них наблюдались встречные товарные и рабочие поезда. Некоторые разъезды, ранее ликвидированные, теперь восстанавливаются. Западный участок электрифицирован на переменном токе (27 киловольт) до станции Таксимо; дальше - только тепловозная тяга. Особое место занимают вокзалы, которые строились здесь с советским размахом, но по-сути, являются во многих случаях единственными монументальными сооружениями в окружении необьятной тайги.
На восточном участке БАМа движение слабое, по сравнению с западным. До сих пор между Комсомольском и Тындой курсирует только один пассажирский поезд в день. Пригородные (вернее - рабочие) есть не везде. Состоят из старого пассажирского вагона и платформы для перевозки инструмента. В основном ими пользуются путейцы а так же жители немногочисленных поселков. На западном БАМе от Вихоревки до Лены (г. Усть-Кут) работают электрички. Имеются грузовые составы, которые, главным образом, везут лес. За день пути от Ургала до Тынды нам попалось всего три грузовых состава. От Тынды продолжается строительство линии на Якутск. По ней ходит пассажирский поезд Тында - Томмот. От Тынды в западном направлении поездов больше. Помимо знаменитого Тында - Москва, есть Тында - Кисловодск и др. От Северобайкальска добавляются еще. Автомобильные дороги тоже проложены не везде, многие из них грунтовые и даже летом проезжаемы на "УРАЛах". В поселках есть магазины сотовая связь, в крупных населенных пунктах - даже банкоматы и Интернет. Но цены на все товары выше московских из-за высоких транспортных расходов.
Любого городского путешественника БАМ поражает красотой и величием здешней природы, практически не затронутой человеком. Прямо от насыпи железной дороги на сотни километров простирается глухая тайга, со свеми ее прелестями: комарами, мошкой, дикими животными (включая медведей), грибами и ягодами.

Посвятив часть летнего отпуска поездке по БАМу, я не ставил перед собой задачу увидеть и отснять все. Для этого могут потребоваться не две недели, а многие месяцы если не годы. Поездка была предпринята чтобы познакомиться с этой удивительной дорогой, ее бытом, поселками и живущими здесь людьми. Из множества сделанных в этой поездке фотоснимков, я в конечном итоге оставил лучшие, их я и представляю в соответствующих частях этого репортажа.


Вокзал Комсомольска-на-Амуре. Отсюда курсирует поезд в Тынду - пока это единственный на восточном БАМе пассажирский состав. Им пользуются даже путейцы, охрана тоннелей и мостов.


Выехав вечером из Комсомольска, ранним утром поезд прибывает в Ургал. Через Ургал проходит и другой пассажирский поезд: Хабаровск - Чегдомын. Именно он представлен на этом снимке, окутанный утренним туманом.


Пассажиры поезда Хабаровск - Чегдомын у состава.

На самом деле Ургалов два: Ургал просто и Новый Ургал. Так вот, главная станция - это Новый Ургал. Поезда стоят здесь по полчаса. За это время можно сбегать в поселок. Достопримечательностей в нем не много: есть дом культуры, есть памятник-"куб". То, что поселок строили украинцы, отображается в названиях улиц (Киевская, Донецкая и т.д).


Вокзал в Новом Ургале. В 2009 году дорога праздновала 35-летие. На всех вокзалах висели праздничные плакаты.


Памятный знак в Новом Ургале, в народе прозванный "куб".


В окрестностях станции находится локомотивное депо. Тепловозов что-то было не много.


2ТЭ10В и 2ТЭ10М - основные серии тепловозов на восточном участке БАМа. В грузовом движении используют трехсекционные 3ТЭ10М.


В маневровой работе на станциях и в депо распространены ветераны ТЭМ2. Правда, их сейчас "капиталят".


Тепловозы на экипировке.


Возвращаюсь на станцию, где ждет поезд Комсомольск - Тында с тепловозом ТЭП70БС. Несколько лет назад его анонсировали на выставке в Щербинке, сегодня он водит поезда. Новая техника активно поступает на БАМ. А тепловоз этот, кстати, едет без перецепки от Комсомольска до самой Тынды. Меняются только локомотивные бригады на крупных станциях.


Река Бурея.


Восточный БАМ между Ургалом и Алонкой. Сейчас тут царство тепловозов, но на всем протяжении установлены бетонные столбы. Так что возможность электрификации, если что, есть.


Вокзал в Алонке.


Стоянка на станции Этыркэн.


Ровный участок сменяют горы, среди них на высоте крон деревьев вдруг промелькнет мост.


Станция Иса в Амурской области. Здась рвзница с московским временем уже 6 часов, а не 7, как в Хабаровском крае.


Пейзажи БАМа.


Товарный поезд на одной из станций магистрали. Основной груз - лес.


У вокзала в Февральске.


Здесь тоже долгая стоянка - полчаса. За это время подцепляют к нам три вагона Февральск - Тында.


Памятник военным строителям БАМа у вокзала в Февральске.


И февральцам, погибшим в Великой Отечественной войне.


Одна из улиц Февральска. Поселок выстроен на болоте, грунтовки после дождей становятся непроезжими, приходится пускать грейдер. В окрестностях Февральска выходят горячие источники.


Немногочисленные коренные жители (преимущественно эвенки) порой встречаются среди пассажиров поездов. Они открыты и добродушны, могут долго рассказывать о своем быте и жизни в этих местах. А еще показали простой самодельный альбом с узорами и образцами росписи одежды и предметов быта, выполненными абсолютно бесплатно одной эвенкийской бабушкой, ради сохранения своей национальной культуры.


Рабочий поезд на разъезде Нора.


Станция Дугда.


Все поезда на станциях БАМа встречают и провожают дежурные. В Тунгале, кстати, были сделаны в свое время П-образные опоры под электрификацию и высокая платформа.



На фотографии в заголовке - локомотив поезда Комсомольск - Тында на станции Дугда.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU

Comments

Спасибо! БАМ - давняя мечта, но пока до неё далеко)
У нас были занятия, посвящённые БАМу, на них я ощутил, насколько непросто строительство и эксплуатация этой магистрали. Тут тебе и сейсмичность, и мерзлота, и сходы селей.. Говорят, что если выложить на рельсах пятитысячные купюры друг за дружкой, то и эта сумма будет меньше той, что потрачена на эксплуатацию БАМа.
Летом была хорошая статья в "Русском репортёре" про БАМ и его посёлки, советую почитать.
Хорошо, что есть проекты строительства веток от БАМа к месторождениям полезных ископаемых. Хотя мне кажется, что стоило бы развивать здесь и обрабатывающую промышленность (которая будет рентабельна).

Да, нашел. Спасибо mishbanych, советую почитать. Это действительно беда бамовцев - люди ехали с надеждой а оказались в жопе. Я не хотел здесь это снова поднимать, так как на БАМ сейчас и без того много льют грязи. Но гуляя по поселкам, общаясь с машинистами, проводниками, да просто местными жителями часто слышишь "живем как в резервации"; "что тут смотреть, чего сюда ехать ехать, мы не знаем как уехать отсюда" и т.д. и т.п. И все, конечно же, ругают Перестройку.
А ссылка на статью в "Русском репортере" здесь - http://www.vecherniy.kharkov.ua/news/31617/

Любят у нас сейчас прошлое гнобить. А БАМ это всё таки наше достижение. Думаю лет через 50 это оценят

Да, дорога опередила время, появилась раньше чем возникла необходимость в ней. И еще - она строилась еще и как дублер Транссиба на случай его военной оккупации.

(Anonymous)

Вот ссылка на ещё одну хорошую статью одного из участников стройки БАМа где он расказывает о свойх впечатлениях:
http://www.2000.net.ua/f/64880

Очень интересный рассказ и фотографии!

благодаря тебе стал интересоваться жд тематикой :))

Мне как любителю организации движения понравилась фотография с обгоном.
Да, а ещё понравился памятник-крест.

(Anonymous)
bam

zdravstvuite!menya zovut klitsman nadia,ya rodilasi na bame ijila na dugdes 1980-1990 godi.v dannoe vremya ya projivayu v israele/moii roditeli stroili bam: vasilii y larisa klitsman. u menia sjimaetsia serdtse kogda ya viju eti fotogrofii.spasibo vam bolishoe

(Anonymous)

Спасибо. Качественные фото. Было интересно посмотреть те места ,которые строил в 1977-1979гг.

(Anonymous)

Живу на западном баме на восточном не был спасибо за фотки

узбеки - Куанду и Леприндо
белорусы - Муякан

Да а чего там построено-то, в Леприндо и Муякане? Это просто разъезды в тайге, без жилья по сути, и даже без бамовских вокзалов, просто "будка".
Думаю, что здесь ошибка, "шефы" от регионов быв.СССР назначались там, где возводился комплекс из вокзала, жилых микрорайонов и инфраструктуры в виде котельных, торгово-бытовых центров и т.д., то бишь где шла огромная и долгая работа. А разъезды очень даже под силу "БАМстройпути".

Кто знает. Но в списке в музее БАМа так было нписано. Может пути и укладывали белорусские да узбекские комсомольцы. В Кюхельбекерской вон тоже особого ничего нет, только небольшое здание, но все местные знают, что строили ее армяне.

На Кюхельбекерской вполне себе полноценный вокзал и поселок Янчукан.
Конечно, не обошлось без недостроя среди зданий, но тем не менее жителей там немало по северо-бурятским меркам.

Я. БАБЕНКО БОРИС .МАШИНИСТ ТЕПЛОВОЗА 5511 С ЭЛЕКТРОБАЛЛАСТЕРОМ В 1986ГОДУ ПРИБЫВАЛ НА СТАНЦИЮ ДУГДА ---ТОЖЕ БЫЛ ВАГОНЧИК . А ТЕПЕРЬ КАКОЙ ОГРОМНЫЙ ВОКЗАЛ !!!

P/S ---КАК ОБИДНО ЧТО НА ПАМЯТНИКЕ ВОЕННЫМ СТРОИТЕЛЯМ БАМА У ВОКЗАЛА В ФЕВРАЛЬСКЕ НЕТ НАДПИСИ В/Ч 01818 --- А ТАМ ПОГИБ МОЙ КОМАНДИР ЧАСТИ ПОЛКОВНИК ХИЖКО У МЕНЯ НА ГЛАЗАХ - САМЫЙ НАЙЛУЧШИЙ ОФИЦЕР СОВЕТСКОГО СОЮЗА!!! ЗЕМЛЯ ЕМУ ПУХОМ .........

А откуда информация, что Рокоссовский отбывал на БАМе?

Ничего про это не нашел просто. Забыли упомянуть о писателе Анатолии Жигулине. У него автобиографическая книга есть "Черные камни". И про БАМЛаг и про Колыму.

Re: А откуда информация, что Рокоссовский отбывал на БАМ

На сайте РЖД об этом написано:
Цитата: "В 1932 г. был организован Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (Бамлаг). Начальником Бамлага был назначен печально известный "ударник и активист" своего дела Нафталий Френкель, ранее руководивший строительством Беломорканала.Первоначально заключенные должны были проложить трассу Уруша - зимовье Тында – село Пермское-на-Амуре (10 декабря 1932 г. преобразовано в Комсомольск-на-Амуре) протяженностью около 2000 км. На строительство отводилось 3,5 года. Надо отметить, что на этом этапе в строительстве магистрали поучаствовали: крупный русский философ-теолог Павел Флоренский (позже был переведен, погиб на Соловках), будущий маршал и командующий Парадом Победы 1945 г. Константин Рокоссовский. 10 лет там провела писательница Анастасия Цветаева (сестра великой русской поэтессы), такой же срок отработал будущий советский писатель Юрий Домбровский."
(http://history.rzd.ru/static/public/ru?id=2126&layer_id=3290&STRUCTURE_ID=5032)