?

Log in

No account? Create an account
Владимир Буракшаев
transphoto2007
................ ..................

Май 2018
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Владимир Буракшаев [userpic]
Свободненская детская железная дорога

Фото Владимира Буракшаева (с).



По соседству с Благовещенском расположен город Свободный. В недалеком будущем здесь будет новый российский космодром, а пока город знаменит самой длинной детской железной дорогой на всем пост-советском пространстве.

Дорога начала строиться в 1939 году. В тяжелых работах по прокладке полотна участвовали заключенные. Параллельно действовали кружки, в которых велась подготовка будущих кадров. Первый, четырехкилометровый участок трассы - Сталинское счастье (ныне Юность) - Дальневосточная - был пущен к 4 августа 1940 года. На нем работала электрожезловая система и телеграф. Через год трасса удлинилась еще на два километра. Однако, дальнейшему строительству помешала Великая Отечественная война. Многие детские железные дороги перестали функционировать, но здесь движение не прекращалось. Наоборот - осенью 1941 года было временно проложено ответвление к совхозу Свободненский, по которому юные железнодорожники круглогодично возили лес, уголь, дрова, соль, мясо, овощи.

После войны, в 1951 году, дорога была продолжена к деревне Бардагон, достигнув протяженности 10, 5 километров. На ней построили еще две станции - Подгорную и Пионерскую. Теперь она стала востребована местным населением, а также осуществляла завоз детей в пионерские лагеря. Предполагалось продлить линию еще на столько же - к деревне Малая сазанка, но эти планы не были воплощены.

До 1959 года дорога называлась Амурской, затем Малая Забайкальская. После открытия детской дороги в Чите, малых Забайкальских стало две.

Единственное депо дороги находится у станции Михайло-Чесноковская широкой колеи.
Первыми локомотивами здесь были, разумеется, паровозы. В период строительства на дороге работал К-262 Коломенского завода и две платформы. Затем пришел тип 159, работавший с шестью 2-осными пассажирскими вагонами. В 1960-м пришел первый тапловоз - ТУ2-044, а еще через три года - польские вагоны "Пафаваг". К началу 1970-х действовавшую на дороге жезловую систему сменили на полуавтоблокировку. Появилась локомотивная и диспетчерская радиосвязь. В депо поступили еще два тепловоза ТУ2. Сегодняшний парк дороги составляют 3 локомотива ТУ2 (№№001, 069, 072) 8 пассажирских вагонов ПВ-40/ПВ-51, несколько грузовых. ТУ2-001 является тем самым первым в этой серии тепловозом, но поступил сюда в начале 1980-х годов. ТУ2-069, еще при Союзе, успел побывать в крупной аварии, столкнувшись на переезде с пассажирским автобусом.

Главной станцией является Юность. Здесь находится диспетчерский пост, просторный зал ожидания, учебные классы. Движение поезда осуществляется ежедневно, четыре пары в день. 2-3 раза в месяц проводится техзобслуживание (по одному дню), в эти дни пассажирского движения нет. Весь путь от Юности до Пионерской поезд проходит за 35 минут. Максимальная скорость на отдельных участках достигает 35 км/ч.


Депо Свободненской детской железной дороги.


Пассажирский поезд на главной станции - Юность.


Семафор.


Станция Юность. Учебный класс.


В диспетчерской.


Юные железнодорожники.


Пассажирские вагоны.


Проводницы Малой Забайкальской.


Ручная стрелка на Юности.


В кабине тепловоза. В отличие от остальных детских дорог - здесь машинистами работают взрослые.


На перегоне Юность - Дальневосточная.


Дорога связывает несколько деревень.


Вагоны в кривой.


Остановка Подгорная.


Перегон Подгорная - Пионерская.


Переезд.




Конечная станция - Пионерская.


Маневры.


Стрелочник.


У тепловоза-раритета ТУ2-001.

И немного фотографий Свободного:


Памятник защитникам Родины.


Торговый центр "Амур".


На улице города.


Справочная информация:
Желающим побывать на Свободненской детской железной дороге, нужно ехать до станции Михайло-Чесноковская. Проходят там и пассажирские поезда, и электрички из Белогорска. Электрички, правда, ездят редко: 2-3 раза в сутки. Выйдя из поезда, нужно пройти немного по шоссе в западном направлении до узкоколейного переезда. Рядом с ним главная станция детской дороги - "Юность". Если хотите посмотреть депо, надо отправиться вдоль рельсов детской дороги, проходящих под Транссибом, в другую сторону, идти не больше 10 минут.

(Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU)

Comments

Спасибо за рассказ, как всегда - очень интересно.

И фотография красивая.

Вот есть что-то такое в узкоколейке, чего ни в чем другом нет. Сложно объяснить, но постоянно тянет на узкую колею.

26 сентября организуют какую-то экскурсию на Гусевскую узкоколейку. Подробности тут http://www.hitchers.ru/. Я к сожалению не смогу - работаю 26-го.

Экскурсии - это не совсем моё :) Я рассчитываю до середины октября еще по разу попасть в Мезиновский и в Болонь.

Да, экскурсии, по-моему, сводят на нет беззаботную романтику узкоколеек. Я вот совсем не почувствовал её на Выгодской ужд в Карпатах. Хотя такая деятельность помогает узкоколейкам держаться на плаву.

Не уверен, что она как-то способна на плаву поддержать, по крайней мере в Гусевском. Масштабы экскурсионной деятельности для этого очень незначительны. Но то, что местным это дополнительные деньги - конечно очень хорошо.

Но даже по финансовым соображениям: мне с детьми ехать, Москва и обратно - по 700 с носа, плюс там по полторы и того 2100 + 4500. Я за эти деньги и Остер, и Железногроск окучу, закрою тему со Скопином и еще на пару - тройку поездок останется.

Класс! В Питере тоже сейчас детскую дорогу делают.

А народу много ездит? Пользуются ли дорогой в качестве общественного транспорта?
За репортаж огромное спасибо!

Да, ездят местные жители. А в дни завоза детей в пионерские лагеря у дороги вообще особый график движения. Иначе б не было аж 8 вагонов в поезде. Очень порадовало, что узкоколейка служит как транспорт а не как игрушка - аттракцион. Еще порадовало то, что поезд нормально покрашен, даже в зеленый и без дурацких надписей типа "Юность", "Сказка" "Ветерок" и т.п.

ни фигасе новый космодром прямо строят?? А что же Плесецк? не в курсе?

Да он и есть. Находится в поселке Углегорск Амурской области. Только с него мало запусков производят. ланируется это дело развивать, по крайней мере нам так сказали в городе Свободном.