Владимир Буракшаев (transphoto2007) wrote,
Владимир Буракшаев
transphoto2007

Categories:

Поход в «Силикаты»



Владимир Буракшаев (с), фото автора.

С давних пор в окрестностях Москвы велись подземные разработки известняков. И хоть в начале 20 века они были прекращены, по сей день сохранились пустые, заброшенные каменоломни, привлекающие туристов да и просто любопытную молодежь. Одним из самых доступных и интересных для посещения подземелий являются Девятовские каменоломни рядом с Подольском. В последний день осени 2008 года туда состоялся поход под руководством моего приятеля, участника интернет-сообщества RU-UZD, Александра Малянова.

Пол часа ходьбы от платформы Силикатная и мы спускаемся в овраг, расположившийся за котеджным поселком. На дне оврага - ничем не прикрытая "нора" - это и есть вход в каменоломни. Одеваем рабочую одежду, чистые вещи (для города) прячу в сумку, запаковывая от пыли в полиэтиленовые мешки. Первые несколько сотен метров приходится преодолевать ползком - высота потолков не более полуметра. Сыро, темно. В полоске света карманного фонарика стараюсь различить лужи, чтобы случайно не наступить ногой. Нормальные входы в пещеру были засыпаны еще в 1990-е годы в связи со строительством элитного котеджного поселка. Затем, в 1999-м, спелеологи - любители прорыли этот обходной лаз. "Дикая" пещера, как объект повышенной опасности, не дает покоя и официальным властям. Ведь посещающие каменоломни туристы, не все имеют достаточного опыта и всегда действуют на свой страх и риск. У системы нет закрепленного хозяина, отвечающего за техническое состояние и безопасность пребывания в ней людей. Есть некие самоорганизованные группы спелеологов-любителей, обустраивающих в ней свои гроты, очищающих ее от мусора, устанавливающих простые подпорки при обнаружении обвалоопасных мест.

В Силикатах была сплошная выработка: массив известняка рубили по фронту, а образовавшиеся залы перекрывали стенками из бутового камня. Они до сих пор крепки, вероятность обвалов, по уверениям спелеологов, небольшая. В начале Великой отечественной войны в каменоломнях было бомбоубежище. С ним связано множество легенд. По сей день можно услышать рассказ о Белом духе спелеолога. Приехавший в деревню солдат, отправился к пещерам искать родных. Из полуразрушенного входа по одному выползали старухи и дети, вот наконец показалась и жена солдата, но в тот момент принялась проседать громадная каменная плита. Солдат бросился под плиту и задержал ее падение на миг, позволив выйти оставшимся. На глазах десятков людей храбреца раздавил ужасной величины камень, однако, когда совместными усилиями они разрыли вход и приподняли плиту, под ней ничего не обнаружили! Родственники впоследствии долго пытались отыскать, как им казалось все еще живого солдата внутри пещер, во время очередного поиска где-то под землей исчезла и убитая горем мать. Призраки солдата (в виде "Белого духа спелеолога") и матери (в виде "Двуликой") до сих пор встречаются в дальних уголках пещер (известно несколько десятков случаев наблюдений).

Наконец, появляется расширение - небольшой грот. На потолке висят летучие мыши, единственные постоянные жители пещер. На камне лежит тетрадка - это "журнал". В целях собственной безопасности, все входящие ставят в нее автограф. На выходе выписываются. Рядом много разного барахла: трафарет с автобусной остановки, принесенные с какой-то стройки таблички, маршрутная доска от троллейбуса, указатель с названием улицы и т.д.
Есть несколько гротов, обустроенных в одной определенной тематике. Например, "ленинская комната", где собрано множество атрибутов недавнего прошлого, связанных с основателем первого в мире советского государства. Или "автопарк" - сборище детских игрушечных автомобилей.

Нас же интересуют остатки бывших транспортных путей каменоломен, так называемый "метрополитен". Еще немного вперед по узким коридорам – «ракоходам» и попадаем в относительно просторный тоннель. Относительно – потому, что они здесь строились из расчета в рост человека по высоте (а люди в 19 веке, по статистике, были несколько ниже чем мы теперь), ширина штреков а также множество достаточно крутых кривых, позволяли пропускать только легкие вагонетки с известняком. Исходя из размеров штреков, напрашивается вывод о применении ручной тяги в системе: рабочие толкали вагонетки с породой по рельсам перед собой. На это же указывают и шпалы, лежащие редко и практически на одном уровне с землей. Хотя в Интернете встречалось предположение об использовании на магистральных участках специальных низкорослых лошадей, эту версию считаю сомнительной: ведь должны тогда остаться какие-нибудь следы в виде потерянных подков, элементов упряжки и т. п.

От нескольких магистральных линий отходили небольшие, совсем узкие штреки к местам выработки известняков, на которых и вовсе не было рельсовых путей. Отколотые каменные глыбы доставлялись к вагонеткам на тачках или вовсе крестьянам приходилось их таскать на себе.

Основная часть путей давно снята. И не нынешними охотниками за металлом, а по видимому, еще в те далекие времена. Под ногами только дырки от шпал. Местами шпалы еще лежат. Они заслуживают особого внимания. Узкоколейный путь строился очень легким: рельсы массой на каждый метр килограммов 5-6. Шпалы клали на расстоянии 40 – 80 сантиметров (в разных местах по разному). Их изготавливали из круглых стволов деревьев маленького диаметра, которым даже не придавали привычный четырехгранный вид. Многие шпалы уже попросту сгнили от времени и постоянной сырости внутри.

Кое-где рельсы еще лежат. Одна плеть вырвана, слегка приподнимаю ее даже одной рукой. Под потолком хорошо сохранился старый каменный свод. Железные дуги столетней давности еще довольно крепки. Пока ставлю аппаратуру, Саша берет фонарик и уходит подсвечивать задний план за поворот. В свете ярких светодиодов угадывается поезд, который будто бы сейчас выйдет ко мне.

Следующий наш штрек носит название «яблочко». Его особенность – деревянные рельсы. Для жесткости хода на них набивались накладки из железных полос. Состояние этих рельс плохое, почти все от излишней сырости они медленно превращаются в труху. Долго думали с Сашей, почему в некоторых местах был деревянный узкоколейный путь? Возможно, меньший грузопоток. А может, были разные подрядчики, и те кто победнее, при той дороговизне металла, не могли себе позволить больших расходов для каких-то временных путей.

В одном из проходов разместился импровизированный «музей горного дела». Туристы-пещерники собирают обнаруженные в штреках части вагонеток, керосиновые фонари, элементы конструкций тоннелей и строения пути. Здесь можно увидеть стрелочную крестовину, железнодорожные костыли, железный обод–набойку на колесо (что дает основание предположить - колеса вагонеток тоже были из дерева) и другие атрибуты старины. В каменоломнях есть негласное правило – не уносить с собой экспонаты, как бы сильно этого не хотелось. Дома ржавая железяка будет просто захламлять шкаф. А тут ее смогут увидеть люди, которые придут сюда после вас.

Неподалеку плита известняка со следами обработки инструментом, в виде зубцов. В разных штреках системы можно найти другие подготовленные в свое время, но почему-то не вывезенные глыбы, именуемые «гробы». Глядя на них поражаешься, какой тяжелой была работа в то время вольнонаемных крестьян. Трудились по 12 часов, если не больше, в полутьме, тусклом свете и копоти керосинок, сильной запыленности, постоянной сырости да температуре плюс 8 градусов, при полном отсутствии механизации. И как правило за небольшую плату. На работу нанимались обычно крестьяне из окрестных деревень. Прибавить к этому путь от дома и обратно по бездорожью, плюс ведение подсобного хозяйства. Это вам не 12 часов в чистом и светлом офисе. Неудивительно, что жившие вот так люди поддержали в свое время большевиков.

А наш поход подходит к концу. Вместе со съемками, он занял без малого пять часов. Отдельное спасибо Александру Малянову, который не только организовал его, но и делал работу ассистента на съемках, по моей просьбе освещая задний план. Маленький сюрприз преподнесли его друзья в виде горячего чая из местного «водокапа» а так же сваренных на примусе сосисок и макарон.

Наружу выбрались уже в темноте. За нами вышла еще группа туристов. Какая бывает радость в обычных с виду вещах: вдохнуть свежего воздуха, узреть неподалеку силуэты деревьев и желтые огоньки окон, услышать шум ветра, собачий лай, гудок электрички, зовущий в Москву, домой!





































Схема каменноломен и пройденного участка - http://o0.imgsrc.ru/f/foto1990/1/11821081HJP.jpg


Желающим сходить туда, пригодятся следующие советы:

Каменноломни находятся в получасе пешей ходьбы от платформы Силикатная Московско-Курской ж. д. Вход расположен на дне оврага рядом с дачным поселком. Никак и никем не охраняется, представляет собой отверстие около полуметра величиной. За ним некоторое время тянется такой же узкий и длинный ход. Двигаться по нему придется или на четвереньках или на корточках. За ним будет первый грот - там журнал, куда рекомендую настоятельно записаться и не под вымышленным "ником" а своим именем и фамилией, поставить время, число; "чайникам" можно указать предполагаемый маршрут и расчетное время путешествия (на час, два, день). Перед выходом из пещеры соответственно "выписаться".
Ориентироваться в системе ходов можно по карте (ссылка выше), но лучше идти с проводником. Людям не опытным, а так же тем, кто идет первый раз - настоятельно не рекомендую соваться в каменоломни самим и тем более по-одиночке.
В пещерах довольно грязно, поэтому следует иметь с собой комплект старой (рабочей) одежды, которую не жалко сильно замарать. Перед входом переодеться, а чистую одежду "для города" упаковать в большой плотный целофановый пакет (пыли там много, проникает даже через ткань рюкзака).
Обвалоопасность в пещере на данный момент минимальная, а вот заблудиться легко. Болшьшое неудобство доставляют низкие, ступенчатые потолки. Даже опытные туристы-пещерники умудраются задеть об них головой. Поэтому обязательна шапка - старая толстая зимняя (даже летом!) которая значительно смягчит удар. Температура внутри +9 градусов круглый год.
Обязателен фонарь, причем у каждого; желательно светодиодный (дольше служит) и запасной комплект батарей.
Настоятельно не рекомендую идти в каменноломни людям с боязнью замкнутого пространства, с заболеваниями дыхательных путей (особенно астмой), а также с психическими расстройствами. Под землей часто встречаются летучие мыши; никакого вреда они вам не сделают, но если вы их боитесь, подумайте - надо ли вам это.
В пещерах нельзя оставлять свой мусор; забирать с собой найденные там предметы старины и уж тем более брать что-либо из "музея"; портить оборудованные другими туристами гроты; разводить костры.

Если вы хотите фотографировать - берите с собой штатив. Обычной встроенной в фотик вспышки может не хватить, поэтому используйте длинные выдержки и хороший большой фонарь. Лампа накаливания для съемок лучше, чем светодиоды. Она придает снимкам теплый желтоватый цвет. Светодиоды светят холодным голубым цветом, что весьма неестественно смотрится на фотоснимке. Я использовал светодиодный фонарь-налобник во время хождения, а на период съемки включал большой фонарь с лампой накаливания. Чтобы получить равномерный рассеянный свет (а не яркую желтую точку в центре) придется применить светофильтр. Изготовить его легко: из прозрачной пластиковой бутылки вырезается круг диаметром со стекло вашего фонаря. Затем шлифуется мелкой наждачкой и прикрепляется на скотч. Выдержки порядка 20 и 30 секунд, поэтому во избежание шевеленки советую использовать автоспуск с задержкой на 2 секунды или дистанционку. Не меняйте под землей объектив зеркальной камеры, так как мельчайшие частицы пыли витают повсюду в воздухе и попадут в ваш фотоаппарат.
Tags: Каменоломни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments