Владимир Буракшаев (transphoto2007) wrote,
Владимир Буракшаев
transphoto2007

Categories:

Воздушный терроризм в СССР

По материалам сайта http://hijacking.far.ru/

"...Только та страна, в которую люди толпами бегут со всего света, имеет право давать советы другим о том, как надо жить. Та же страна, из которой люди прорываются через границу на танках, улетают на самодельных воздушных шарах и гиперзвуковых истребителях, прорываются через минные поля под пулеметным огнем, преследуемые сворами сторожевых псов, та страна никого и ничему учить не должна. Нет у нее такого права. Прежде всего в своем доме порядок наведите. Создайте такое общество, чтобы люди не из нашей страны за границу подземные коридоры рыли, а чтобы к нам такие коридоры кто-то старался прорыть..."
В. Суворов, "Освободитель"

Конституция Союза Советских Социалистических Республик в череде прав и свобод советских граждан (ст.ст. 39-59) право на свободу передвижения и выбора местожительства не предусматривала. Выезд граждан СССР за границы страны, особенно за пределы соцлагеря, регулировался перечнем ведомственных документов, не известных широкой общественности. Подчинялись все они единственной цели - сделать этот самый выезд для простого гражданина, априори подозревавшегося в желании остаться на Западе, маловероятным.

Более того, редкое обращение гражданина СССР за разрешением на эмиграцию в государство каплагеря автоматически не только ставило крест на его дальнейшей карьере, но и часто запускало в отношении него мощный репрессивный аппарат государства. Ярчайшим примером тому служит красочно описанный в литературе процесс выезда в Израиль советских евреев. Cлужба члена семьи в армии в звании рядового автоматически означала невыезд в Израиль в течении 7 лет, подача заявления в ОВИР влекла обсуждение в трудовом коллективе, издевательства и потерю работы.

Для человека же нееврейской национальности посещение "капиталистической" страны было возможно обычно лишь по факту служебной командировки, т.е. для журналистов, моряков, лётчиков, водителей "Совтрансавто", дипломатов, руководящих работников отдельных заводов, избранных деятелей культуры, представителей спецслужб, дипломатов и членов правительства - причём все, даже последние, находились во время поездки под строжайшим наблюдением КГБ. Из менее обычных способов для рядовых граждан относительно доступной оставалась лишь эмиграция по факту брака с лицом иного подданства. Кроме того, в наличии были: высылка из СССР лишённых гражданства за антисоветскую деятельность (для избранных) и тривиальное бегство любыми вообразимыми способами.

Создав жёсткие условия игры - свобода или смерть (за угон самолёта реально грозил расстрел), руководство СССР поставило на кон жизни других пассажиров, когда угонщик любыми путями должен был достигать задуманного. Прикрываясь лозунгами борьбы с терроризмом, КПСС и КГБ, на самом деле, в первую очередь спасали престиж государства. Всемирный шум от очередного бегства из коммунистического рая был столь силён, что некоторое время существовал прямой приказ - сбивать угнанные авиалайнеры не смотря даже на наличие пассажиров на борту. К счастью, о его реализации ничего не известно.

Нет прощения тем, кто для достижения своих целей умышленно убивает невинных, в том числе женщин и детей. Сознательно пошедший на убийство беззащитных не может называться мужчиной и ставит себя в один ряд с гнуснейшими выродками рода человеческого

Угон (захват) воздушного судна (далее у.в.с.) (в английском - "hijacking") - преступление, уголовно наказуемое законодательствами практически всех государств (в некоторых странах проходит в виде наказуемого вмешательства в деятельность транспорта или ином виде). В большинстве случаев происходит в виде незаконного, с помощью силы или угроз её применения, направлении воздушного судна в иную географическую точку, чем указанная в плане полёта. В некоторых случаях преступление близко по составу к угону автотранспортных средств (хищение и последующее, после приземления, оставление в.с. на произвол судьбы).

В Советском Союзе самостоятельным видом преступления у.в.с. ( в т.ч. захват воздушного судна для угона) стал согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1973 г. ("Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, №1, ст.3) (до этого наказание наступало за злостное хулиганство, хищение имущества в особо крупных размерах, измену Родине и другие совершённые в процессе захвата самолёта преступления). Были внесены дополнения во все республиканские законодательства ("Угон воздушного судна", в УК РСФСР ст.213-2 УК БССР - 208-2 и т.д.).
Часть первая статьи, у.в.с., находящегося на земле или в полёте, предусматривала наказание в виде л/с на срок от 3 до 10 лет.
Часть вторая, у.в.с., находящегося на земле или в полёте, или захват такого судна с целью угона, совершённые с применением насилия или угроз либо повлёкшие аварию воздушного судна или иные тяжкие последствия - наказание в виде л/с на срок от 5 до 15 лет с конфискацией имущества либо без конфискации.
Часть третья. Действия, предусмотренные частями первой и второй, если они повлекли гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений, предусматривали л/с на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества.

(Законы различных стран крайне различается в вопросе меры ответственности за у.в.с. В случае отсутствия пострадавших в Швеции, к примеру, наказание составляет 4 года л/с, в Пакистане в любом случае может быть применена смертная казнь).

Согласно законодательству, под воздушным судном принимается любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счёт аэростатической или аэродинамической реакции воздуха - самолёты, вертолёты, геликоптеры, автожиры, дирижабли, планеры, орнитоптеры и т.д. Ведомственная подчинённость в.с. роли не играет.
Воздушное судно считается находящимся в полёте с момента начала действия на него движущейся силы с целью взлёта до окончания посадки (по другим данным - от закрытия до открытия дверей).
"Захват" - установление контроля над в.с. со стороны преступника, после чего фактически и возможно совершение угона. Ответственность по статье УК наступает не только в случаях угона в.с. в иную географическую точку, но и когда место взлёта и посадки судна совпадают.
"Угроза" - различное по характеру и форме психическое воздействие на экипаж или пассажиров с целью установления и поддержания контроля над в.с. Путём такого насильственного контроля преступник, не беря на себя управление, может понудить экипаж совершить полёт в нужном ему направлении.
"Авария" - разрушение или повреждение в.с. при авиационном происшествии, не повлекшее гибели людей из состава пассажиров и экипажа, в результате чего восстановление в.с. невозможно или нецелесообразно.
"Иные тяжкие последствия" - причинение крупного материального ущерба, а также менее тяжких телесных повреждений кому-либо не в результате насилия или аварии, а, например, вследствие вынужденной посадки угнанного в.с.
"Гибель людей и причинение тяжких телесных повреждений" - причинение указанных последствий хотя бы одному лицу при совершении у.в.с.
У.в.с., сопряжённый с умышленным убийством с целью совершить данное преступление, квалифицируется согласно части 3 и статье УК "Умышленное убийство при отягчающих остоятельсвах", если смерть пострадавших не наступила в силу иных обстоятельств, связанных с угоном ( нарушение правил производства полётов, повреждение судна и т.п.).
У.в.с., совершённый гражданином СССР, с целью бегства за границу по антисоветским побуждениям квалифицировался по ст. УК "Измена Родине" (санкции: л/с от 10 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2 до 5 лет или без ссылки или расстрел с конфискацией имущества).
Также (при вылете в.с. за пределы СССР) применялась статья "Незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР" (выезд без установленного паспорта или разрешения ОВИР - санкции от 1 до 3 лёт л/с, повторно - от 2 до 5 лет).
При применении оружия и взрывных устройств ответственность наступала и за их хранение (изготовление) и за перевозку запрещённых на воздушном транспорте веществ (касалось и зажигательных устройств).
Угонщикам также обычно вменялись материальные затраты на изменение курса и амортизационные расходы.

Под у.в.с. в большинстве случаев не принималось незаконное использование в.с. экипажем в личных целях (незапланированные полёты, несанкционированные перевозки лиц и грузов в целях личной выгоды и т.п.). Также под данную статью УК не подпадали захваты в.с. лицами, не имеющими права на управление конкретным воздушным судном.

"Аэрофлот" был практически единственной авиакомпанией в Европе, где экипажу выдавалось личное оружие (пистолеты "ПМ", обычно 3 шт. на экипаж). Экипаж был тренирован на его использование и имел право на применение в случаях насилия, связанного с неподчинением.

Действующие - засекреченные правила охраны госграницы СССР в воздушном пространстве, касающиеся конкретно угнанных самолётов, гласили: "При угрозе нарушения Государственной границы воздушными судами, принадлежащими СССР и подвергшимися угону, наземными пунктами управления и истребителями подаются сигналы, требующие от этих судов совершения посадки на указываемые аэродромы.
В случае неподчинения экипажа угнанного воздушного судна сигналам оружие и боевая техника дежурных сил по противовоздушной обороне применяются в соответствии с настоящим Порядком при наличии сведений об отсутствии на борту воздушного судна заложников."

По свидетельству проходивших обвиняемыми в у.в.с., знакомившихся с материалами своих дел, вплоть до конца восьмидесятых годов при получении сообщения об угоне, ВВС СССР готовили к вылету перехватчик без опознавательных знаков в ожидании приказа на уничтожение авиалайнера. План "Набат", вступавший в действие в случае у.в.с., предусматривал взаимодействие Министерства гражданской авиации, МВД, КГБ СССР, ПВО и МИДа.

Международные конвенции по борьбе с актами незаконного вмешательства касаются трёх видов преступлений и правонарушений, связанных с в.с. Токийская конвенция 1963 года о преступлениях и некоторых других действиях на борту в.с. касается таких общеуголовных преступлений, совершаемых на борту судна во время его полёта, как кража, провоз наркотиков, убийство и т.п., а также действий, угрожающих безопасности полёта, лиц и имущества на борту, независимо от того, являются ли эти действия преступными.
Гаагская конвенция 1970 года касается незаконного захвата в.с., под которыми принимается незаконный , путём насилия или угрозы применения насилия, или путём запугивания, захват в.с. или осуществление контроля над ним, либо попытка совершить любое такое действие.
Монреальская конвенция 1971 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, распространяется в основном на диверсионные акты на воздушном транспорте: разрушение в.с., причинение ему таких повреждений, которые могут угрожать его безопасности в полёте, помещение на в.с. взрывных устройств или веществ, разрушение или повреждение аэронавигационного оборудования и др. Монреальская конвенция предусматривает также ответственность за акты насилия в отношении лица, находящегося на борту в.с. в полёте, если эти акты угрожают безопасности в.с. В 1988 году в дополнение к Конвенции 1971 года был подписан протокол, касающийся борьбы с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные рейсы гражданской авиации.
Согласно конвенциям, государство, подписавшее договор, обязано выдать либо само наказать преступника.
Советский Союз был активным участником Гаагской и Монреальской конвенций.
Также СССР заключил двухсторонние договора о сотрудничестве и предотвращении у.в.с. (о выдаче угонщиков) со всеми странами соцлагеря, Афганистаном, Ираном и Финляндией.

Лица, угнавшие самолёты из СССР, по политическим мотивам не выдавалисьТурцией и Японией, до 1990 года - Швецией, выдавались Израилем (по причине захвата в заложники школьников и получения выкупа), Финляндией ( не смотря на договор о выдаче там запускали и процедуру рассмотрения дела об убежище - конвенция о праве на убежище имеет высшую юридическую силу над договором с СССР. Угонщики выдавались, не имея обоснованных причин на убежище), Ираном, Китаем и Пакистаном (после отбытия наказания у себя).

Угнавшим самолёты в Турцию и Японию было предоставлено политическое убежище в США.
Subscribe

  • 1067 - колея, которую мы потеряли

    Так получилось, что на всей территории России и бывшего СССР железные дороги развивались как целостный организм. Одни стандарты колеи, габаритов,…

  • По железным дорогам Урала (поездка 2015 года)

    Урал - не только сокровищница Земли, кладовая полезных ископаемых. Этот регион имеет определенный туристический и рекреационный потенциал. Озера,…

  • Степногорские ЭР22 и Астана

    Был далекий 1990-й год. Родители получили садовый участок в Подмосковье, по белорусскому направлению. Те самые, распространенные в советском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments