Владимир Буракшаев (transphoto2007) wrote,
Владимир Буракшаев
transphoto2007

Categories:

Террор в воздухе: Бразинскасы

В конце 'бархатного сезона' - 15 октября 1970 года из приграничного города Батуми рейсом N244 на Сухуми и Краснодар вылетел самолет Ан-24(борт номер СССР-46256) . В нем находилось 46 пассажиров, включая 17 женщин и одного ребенка. Отдохнувшие на Кавказе люди еще не знали о том, что в ближайшие сутки им предстояло стать свидетелями и участниками драмы, связанной с первым удавшимся угоном советского воздушного судна.

Самолет легко взмыл в небо. Стальная птица стала набирать высоту. Полет обещал быть недолгим - через Сухуми до Краснодара совсем близко.
Через несколько минут после взлета на высоте 800 метров двое пассажиров - отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: 'Нападение!' Преступники кинулись за ней. 'Никому не вставать! - заорал младший из угонщиков. - Иначе взорвем самолет!' В этот момент в салоне прозвучали выстрелы, один из которых оборвал жизнь 19-летней Надежды Курченко, у которой ровно через три месяца была назначена свадьба...

Все случилось в считанные секунды... Стрельба продолжилась и в кабине. Там потом насчитают 18 пробоин, а всего было выпущено 24 пули.
Первому пилоту Георгию Чахракия пуля попала в позвоночник, и у него отнялись ноги. Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе - пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья.
- У меня отнялись ноги. Сквозь усилия я обернулся и увидел страшную картину, - вспоминает Чахракия. - Надя без движения лежала на полу в дверях нашей кабины и истекала кровью. Рядом лежал штурман Фадеев. А за спиной у нас стоял человек и, потрясая гранатой, выкрикивал: «Держать берег моря слева! Курс на юг! В облака не входить! Слушаться, а не то взорвем самолет!»
Преступник не церемонился. Сорвал с пилотов наушники радиосвязи. Топтался по лежащим телам. Когда штурман Валерий Фадеев пришел в себя, бандит выругался и ударил тяжелораненого ногой.
Пока Бразинскас-старший держал под прицелом кабину, его сын «контролировал» салон.
- Из кабины летели пули. Одна прошлась по моим волосам, - рассказывал другой свидетель, ленинградец Владимир Гаврилович Меренков. Они с женой в 1970-м были пассажирами злополучного рейса. - Я видел: у бандитов были пистолеты, охотничье ружье, одна граната у Бразинскаса-старшего висела на груди. Я жене сказал: «Летим в сторону Турции!» - и испугался, что при подлете к границе нас могут сбить. Жена еще заметила: «Под нами море. Тебе хорошо. Ты умеешь плавать, а я нет!» А я подумал: «Какая глупая смерть! Всю войну прошел, расписался на рейхстаге - и на тебе!» Самолет кидало влево-вправо - летчики, наверное, надеялись, что преступники не устоят на ногах.
Пилоты все же сумели включить сигнал SOS.
- Я бандитам сказал: «Я ранен, у меня парализовало ноги. Только руками могу управлять. Мне должен помочь второй пилот», - продолжает Чахракия. - А Бразинскас ответил: «На войне все бывает. Можем и погибнуть». Я тут же второму пилоту сказал: «Если потеряю сознание, ведите корабль по требованию бандитов и посадите. Надо спасти самолет и пассажиров!»
- Вы пытались сесть на советской территории?
- Да, в Кобулети, где был военный аэродром. Но угонщик, когда увидел, куда я направляю машину, предупредил, что пристрелит меня и взорвет корабль.
Впоследствии выяснилось, что Бразинскас блефовал, поскольку граната была учебной.
..Аэродром в Трабзоне нашли визуально. Для летчиков это не составило труда.
- Мы сделали круг и пустили зеленые ракеты, - рассказывает командир, - дав понять, чтобы освободили полосу. Зашли со стороны гор и сели так, чтобы, случись что - приземлиться на море. Нас сразу оцепили. Второй пилот открыл передние двери, и турки вошли. В кабине бандиты сдались. Все это время, пока местные не появились, мы находились под дулами...
Выходя из салона уже после пассажиров, Бразинскас-старший кулаком постучал по машине: «Этот самолет теперь наш!»
Турки оказали всем членам экипажа медицинскую помощь. Тут же предложили желающим остаться в Турции, но ни один из 49 советских граждан не согласился. На следующий день всех пассажиров и тело Нади Курченко вывезли в Советский Союз. Чуть позже перегнали угнанный Ан-24 . Его поставили на капитальный ремонт. И потом с фотографией Нади Курченко в кабине он летал в Узбекистане.
Эта драма в небе всколыхнула весь Советский Союз. Комсомольские бригады включали Надю в свой состав, пионерские дружины боролись за право носить ее имя, газеты и журналы потонули в народном гневе в отношении убийц и гордости за храбрость девушки...

Надежду Курченко похоронили в Сухуми, в центральном парке города. По просьбам общественности за мужество и отвагу ее наградили орденом Красного Знамени.
Из пилотов повезло только Шавидзе
Все члены экипажа Ан-24, за исключением второго пилота Сулико Шавидзе, были ранены. В Шавидзе тоже стреляли, но пуля застряла в стальной трубе спинки сиденья. Штурману прострелили легкие. Бортмеханик был ранен в грудь.
- Шавидзе через два месяца восстановился на работе. И еще 15 лет пролетал на самолете Ту-134 вторым пилотом и командиром корабля, - рассказывает Чахракия. - Четыре месяца назад он скончался от рака в возрасте 66 лет. Сулико Захаровича похоронили в Кутаиси. Штурман Валерий Фадеев и бортинженер Оганес Бабаян тоже летали до пенсии. Первый живет где-то на Урале, второй - в Армении.
Единственный, кто уже не летал, - сам Чахракия:
- Почти два года я был парализован, перенес несколько операций, - рассказывает Георгий Лукич. - Мне дали вторую группу инвалидности. Пенсия у меня 120 долларов, но ее постоянно задерживают. Без палочки я могу ходить лишь на близкие расстояния... Мне часто снится, как я за штурвалом сижу. Но прошлого не вернуть... Конечно, с одним выстрелом я потерял сразу и учебу (Чахракия учился заочно в Ленинградской академии гражданской авиации. - Прим. автора), и профессию. Вся моя жизнь проходила в лечении под присмотром врачей. Но детей все равно надо было воспитывать... Пришлось примириться с судьбой...
Больше всего Чахракия гложет то, что преступники остались безнаказанными. Никто не ответил за убийство Нади и его покалеченную жизнь.

СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков и приговорили 45-летнего Пранаса Бразинскаса к восьми годам тюрьмы, а его 13-летнего сына Альгирдаса - к двум. В 1974 году в этой стране случилась всеобщая амнистия и тюремное заключение Бразинскасу-старшему заменили на... домашний арест на роскошной вилле в Стамбуле. По признанию одного из бывших высокопоставленных офицеров КГБ, в недрах этого ведомства разрабатывалась и готовилась операция по уничтожению обоих воздушных террористов, которая сорвалась по причине вывоза Бразинскасов из Турции спецслужбами США.

КОММЕНТАРИИ ЮРИСТОВ

Между США и Россией не существует закона о взаимной выдаче подозреваемых в совершении преступлений, что затрудняет экстрадицию обвиняемых. Но, как считают юристы адвокатской конторы «Шустер энд Берг», по кодексу Соединенных Штатов (ст. 18, раздел 3196), госсекретарь вправе отдать особое распоряжение о выдаче подозреваемых в совершении преступления, если предоставлены доказательства и установлено, что обвинения не продиктованы политическими мотивами.
Формально суд возможен и в США, но стоить это будет десятки - сотни тысяч долларов. Для особо тяжких деяний, к числу которых относятся и взятие заложников, и террористические акты, переходящие национальные границы, срок давности распространяется до 8 лет. А вот преступления, влекущие за собою смерть, срока давности не имеют. Именно благодаря последнему пункту убийц Нади Курченко теоретически наказать возможно.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС

Самый важный вопрос, на который спустя 33 года после трагедии так и не получен достоверный ответ, звучит так: 'Как все-таки погибла бортпроводница Надежда Курченко и каково истинное число жертв угона самолета?' По информации, которая в свое время просочилась в прессу, в корпусе захваченного самолета насчитали 18 пробоин, а в общей сложности на борту прозвучало 24 выстрела. Огонь был таким интенсивным, что одна из женщин - очевидцев тех событий до сих пор убеждена в том, что Бразинскас-старший стрелял из автомата. Между тем точно известно, что угонщики имели лишь обрезы охотничьих ружей. Если исходить из того, что других стволов в самолете не было, то получается, что Бразинскасы должны были перезарядить свои обрезы не менее 12 раз. Непонятно, зачем преступникам нужно было делать так много выстрелов, если самым мощным средством давления на экипаж, безусловно, являлась угроза взорвать гранату?

Может быть, не так уж и абсурдна версия данного события, которая в свое время была озвучена на суде в Турции? Она сводится к тому, что на борту советского самолета находилось двое вооруженных охранников в штатском. По словам Бразинскасов, именно эти двое первыми открыли огонь и именно их пули убили бортпроводницу. Нет, я вовсе не хочу оправдывать угонщиков - они совершили действительно тяжкое преступление, которое и привело к трагедии. Но если рассуждать логически, то для чего Бразинскасам понадобилось выводить из строя всех пятерых членов экипажа, включая обоих пилотов (напомним, что у них были прострелены спинки кресел), если сами преступники не имели навыков вождения самолета?

Можно предположить, что экипаж Ан-24 действительно оказался под шквальным огнем тех, кто стрелял в угонщиков самолета, так как в этот момент Бразинскасы находились в дверях пилотской кабины. Но в таком случае, возникают новые вопросы: 'Что это были за 'охранники', поскольку структура по сопровождению приграничных рейсов вооруженными людьми была создана в СССР лишь в начале 1971 года? Какова их дальнейшая судьба (во всех публикациях говорится, что пострадавших было лишь четверо, и все они являлись членами экипажа Ан-24), были те охранники ранены или же погибли? И, наконец, почему угонщики оказались более умелыми стрелками, чем специально обученные профессионалы? А может быть, в ходе перестрелки Бразинскасы использовали Надю в качестве 'живого щита' или просто вынудили охранников сложить оружие угрозой взорвать все ту же гранату?' К сожалению, на все эти вопросы мы не найдем ответа до тех пор, пока не будут обнародованы реальные обстоятельства угона Ан-24. Вероятно, официально озвученная в СССР хроника этого события не содержала никаких упоминаний об охранниках для того, чтобы избежать обвинений в низком профессионализме работников советских силовых структур.

АРИФМЕТИКА ЖИЗНИ

Вопреки широко распространенному мнению, бортпроводница Надежда Курченко была не первым работником 'Аэрофлота', погибшим в ходе захвата воздушных судов. Впервые это случилось 3 июня 1969 года, когда трое террористов пытались угнать Ил-14, следовавший из Ленинграда в Таллин, и убили при этом вступившего с ними в борьбу бортмеханика. Ну а последняя из подобных трагедий произошла 16 марта 2001 года. Четверо чеченцев, вооруженных одним топориком и ножом, захватили российский Ту-154, вылетавший рейсом Стамбул - Москва, и вынудили экипаж приземлиться в Медине (Саудовская Аравия). В ходе штурма самолета от пуль, выпущенных солдатами саудовского спецназа, погибли двое террористов, один пассажир и стюардесса.

За всю историю советской и российской гражданской авиации зафиксирована 91 попытка и 26 удавшихся угонов пассажирских самолетов. В ходе этих 117 инцидентов погибли 111 пассажиров и членов экипажей, а также 17 террористов были застрелены. Это значит, что на каждого убитого угонщика в среднем приходится по 6-7 невинных жертв.

Родилась 29 декабря 1950 года в селе Ново-Полтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района УАССР. С декабря 1968 года бортпроводница Сухумского авиаотряда. Погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолета террористами. В 1970 году похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могила перенесена на городское кладбище Глазова. Награждена (посмертно) орденом Красного знамени. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.

По материалам Дмитрия Коробейникова ,"Утро.Ру"и Валентина Дудина,кандидата технических наук,
эксперта Общества расследователей авиационных происшествий.
http://blogs.mail.ru/list/osdu/306CCE00D0EB1304.html
Subscribe

  • 1067 - колея, которую мы потеряли

    Так получилось, что на всей территории России и бывшего СССР железные дороги развивались как целостный организм. Одни стандарты колеи, габаритов,…

  • По железным дорогам Урала (поездка 2015 года)

    Урал - не только сокровищница Земли, кладовая полезных ископаемых. Этот регион имеет определенный туристический и рекреационный потенциал. Озера,…

  • Степногорские ЭР22 и Астана

    Был далекий 1990-й год. Родители получили садовый участок в Подмосковье, по белорусскому направлению. Те самые, распространенные в советском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments