?

Log in

No account? Create an account
Владимир Буракшаев
transphoto2007
................ ..................

Декабрь 2018
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Владимир Буракшаев [userpic]
По Муромской дорожке

Владимир Буракшаев (с), фото автора.



Часть-1: воспоминания о ТЭП10.

Историческая справка: в конце 1960-х начале 70-х Харьковский завод транспортного машиностроения освоил выпуск новых тепловозов - грузовых ТЭ10, 2ТЭ10 и пассажирских ТЭП10, получивших соответственно названия "Харьков", "Украина" и "Стрела".

Серые ноябрьские дни 1997-го. На праздники как раз пошел снег. И в это время я еду в Муром. С собой - "студенческий" а значит, льготы на пригородный билет. Электричкой приехав в Черусти, выхожу на мокрый перрон. Дальше - в Вековку, ходили старые плацкартные вагоны с тепловозом 2ТЭ10Л. Но был прямой пригородный поезд Черусти - Муром, отправлением в 11:40 по средам и выходным. Его и таскал ТЭП10 приписки муромского депо. Отправляюсь из Черустей. За окном проплыли корпуса бывшего паровозного депо. Потом, в кустах - 2 паровоза, к началу XXI-го столетия уже порезанных в металлолом. Закончилась горловина станции, начался лес. До Мурома - почти 5 часов пути. Соседи - туристы улеглись на верхние полки, расстелив спальные мешки. Весь путь идет под контактной сетью, до Вековки - постоянный ток, далее - переменный. И тем не менее, нас везет тепловоз. Наверное, чтоб не менять тягу. В Вековке - большое оборотное депо. Все дальние поезда из Москвы сюда вели ЧС2 - старые, не "откапиталенные" еще. Грузовые - исключительно ВЛ10. Дальше была "вотчина" ВЛ60 и ВЛ80С.
Из Мурома я еду в Ковров. Последний, вечерний, "пригород" шел только до Волосатой, затам возвращался в Селиваново - один перегон назад. Там он стоял всю ночь. И рано утром шел на Ковров. Такие же полуубитые плацкартники и тепловоз ТЭП10 в голове. Вообще муромский узел был последним на тот момент, где ТЭП10 оставались в поездной работе, во всем бывшем СССР. И не один, а целых 5 тепловозов имелись на балансе депо. Немногим ранее было шесть. 018-й уже был списан и для рабочих машин стал источником запчастей. Там же в депо еще работали "Луганки" - двухсекционные 2ТЭ10Л. Они таскали грузы на ту же самую ковровскую ветку, а с хозяйственными поездами ездили на главном ходу. Из Коврова возвращался электричками, через Владимир. Между Владимиром и Ковровом тогда курсировали исключительно "кругляки" с деревянным салоном и почти на каждой красовался огромный советский герб. (Году в 2002 - 2004 советские гербы исчезли резко со всех головных вагонов, даже в далекой Сибири, и теперь нету на РЖД ни одной рабочей электрички с гербом СССР. Все оставшиеся чудом, вернее силами локомотивных бригад, снимавших их перед отправкой на заводской ремонт и потом вешалвших снова, "птицы" имеют только рижский герб с буквами РВЗ.)

Второй раз я попал в Муром в 2002 году. Вся страна как раз праздновала последний звонок. Мы с приятелем - железнодорожником, взяв с собою "Зениты" отправились специально фотографировать ТЭП10. Надо сказать, что я уже два года как окончил учебу, получил диплом, и работал далеко не по части железных дорог. Опять до Черустей - электричкой. Пригородный до Вековки больше не ездил с тепловозом 2ТЭ10Л. Теперь его таскал электровоз ВЛ10 депо Владимир (интересно - как он попадал туда: через Горький, где к тому же переменный ток, или его вез тепловоз?) Прямой поезд Черусти - Муром тоже был. До Вековки - с ВЛ10, дальше шел с ВЛ60. Но в день нашей поездки с контактной сетью проводились какие-то грандиозные работы. И поезд Черусти - Вековка курсировал с тепловозом ЧМЭ3. А прямой муромский в разовом порядке снова провел ТЭП10. "Дурная" слава города Муром была известна - там расположен завод "Муромтепловоз", который на самом деле выпускает бронетехнику, а заодно и маневрово-промышленные тепловозы. В советское время из-за этого в город даже был ограничен въезд. Но еще не было терропаники и поголовной моды на бдительность, охватившей страну буквально через несколько лет. А может быть просто повезло - руководство депо и управление дороги разрешило съемку даже без кипы разных, кем только не подписанных бумаг. А потом в кабине на ТЭП10 мы так же уезжаем в Ковров. Но с составом - снова только до Волосатой. А оттуда, бросив вагоны, тепловоз резервом ехал на ночь в Ковров. По пути в кабину сели несколько монтеров СЦБ (средства централизации и блокировки), так что ехали в передней кабине, стоя и в шестером. Ночевали в Коврове в доме отдыха локомотивных бригад. Утром "ТЭПка" повезла пригородный Ковров - Муром. Мы же едем электричками через Владимир домой.

Из этой поездки, я помню, привез домой богатый фотоматериал. Еще ездил по снегу, в 2005-м, до Безлесной - снимать "Луганки". Больше в Муром ездить не было необходимости. Но летом 2006-го до меня дошли очередные слухи о скором и немедленном списании последних ТЭП10. Я отошел уже от фанатизма и мои поездки не преследуют цели сфотографировать побольше поездов, хотя мне по-прежнему интересна "железка" как объект фототворчества. И теперь мы с приятелями отправляемся на "экспедиционном" ГАЗ-66 делать сюжеты, выбрав место возле Новлянки. И не только фотографировать, но и пожарить шашлыки, искупаться, да просто на природе отдохнуть.
2006 год стал действительно последним годом работы этих машин. ТЭП10 водили пригородный только по ветке Муром - Ковров. Наряду с ними работал тепловоз М62. Бывшие зеленые вагоны получили новую раскраску. Что же, время берет свое. И вскоре все раритеты были исключены из инвентаря. Но на их жизни не была поставлена точка. Они продолжают служить как памятники и экспонаты музеев, теперь в разных городах страны: ТЭП10-048 - стал памятником в депо Муром; ТЭП10-082 - отправлен в Новосибирский ж-д музей; ТЭП10-186 попал в Московский ж-д музей; ТЭП10-311 - попал в музей Северекавказской дороги; ТЭП10-314 - пока в Ермолино на базе запаса, будет отправлен в какой-то музей в Сибирь. ТЭП10-018 - единственный из шести муромских машин, простояв в Муроме в длинной, ржавеющей сплотке, был разделан в металлолом.


Поезд Черусти - Вековка; апрель 1997 г.


ТЭП10-314 отправляется из Черустей в Муром; ноябрь 1999 г.


ТЭП10-048, тоже в Черустях; апрель 2000.


2ТЭ10Л в депо Муром; май 2002.


2ТЭ10Л. Депо Муром; май 2002.


Депо Муром; май 2002.


Секция 2ТЭ10Л. Депо Муром; май 2002.


ТЭП10-048 задействованный на сортировочной горке. Видимо, подменял маневровый ЧМЭ3; май 2002.


ТЭП10-186 со станции Муром отправляется на Ковров; май 2002.


ТЭП10-311 на ост. Бурцевская; май 2002. В его кабине я и ехал в Ковров.


ТЭП10-311. Высадка пассажиров на ост. Бурцевская; май 2002.


ТЭП10-082 с пригородным поездом в Муром на станции Ковров; май 2002.


Резервом, на мосту через Ушну возле села Новлянка; июль 2006г.


Там же, только с пригородным в Ковров.


А это поезд с М62, ныне вытеснившим ТЭП10. Новлянка; июль 2006.


Закат эры ТЭП10. Вечерний поезд в Ковров в кривой у села Новлянка; июль 2006.


Там же.


Фотоэтюд; без слов. Новлянка; июль 2006.


Моя палатка. Муром, берег Оки. Июль 2007 г.


И вновь в кривой у села Новлянка, ТЭП10-186; июль 2002.




На переезде у 32 километра, ТЭП10-048; декабрь 2005.


2ТЭ10Л на станции Безлесная; декабрь 2005.






Постоял, постоял, и уехал резервом в Муром.


На станции Селиваново; декабрь 2005.


Такими ТЭП10 и запомнятся навсегда.


А в завершение - тепловоз ТЭ10, единственный в мире, сохранившийся экземпляр. Стоит на станции Лубны Южной ж.д. (Украина). Январь 2003.


Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU

Comments

Эх, какие снимки... Спасибо огромное!!!

Никогда не видел столько снимков ТЭП10.
Красотень какая...

У Акимова есть фильм "Муром-Ковров" в его серии видеофильмов на кассетах. Правда, качество не очень, но всё равно здорово. Там ещё ТЭП10 в ходу.

Знаю я про любительские фильмы Акимова, цена которых явно не соответствует качеству. Интересны они, на мой взгляд, очень узкому кругу людей, связанным с этой веткой или же с тепловозами ТЭП10.

В общем-то, Вы правы насчёт цены и качества. Но в до-youtube'овскую эпоху это представляло интерес. К тому же всё-таки почти целая поездка со скрещениями, с возможностью увидеть горловины станций доставила мне как любителю организации движения большое удовольствие. У меня есть ещё БАМ (Новый Уоян -- Северобайкальск), там под конец, ближе к Северобайкальску, становится больше поездов, а из переговоров ДСП с машинистами восстанавливается общая картина движения.
А вот фильм Туапсе--Адлер на DVD -- там качество вполне приличное, чуть-чуть недотягивает до телевизионного. А с учётом нынешних работ по усилению путевого развития участка фильм представляет и исторический интерес.
Не подумайте, что я тут занимаюсь рекламой. Просто в своё время эти фильмы доставили мне немало радости :-).