?

Log in

Владимир Буракшаев
transphoto2007
................ ..................
Владимир Буракшаев [userpic]
Романтика русской узкоколейки



Фото Владимира Буракшаева (с).

"А я еду, а я еду за мечтами, за туманом и за запахом тайги" - поет в нестареющей
с годами песне Юрий Кукин. И понять таких людей просто: кому не хочется летним
вечером посидеть у костра, половить рыбу, послушать птиц, попеть под гитау песни
да и посто отдохнуть от повсдневной городской суеты.

А вот зачем нужно ехать за сотни и тысячи километров от дома на забытую узкоколейку -
понятно лишь тем, кто сам туда отправляется. Что ими движет - желание сменить
обстановку, жажда романтики или экзотики, сказать сложно. Скорее всего - все вместе.
Но очевидно одно: всевозможные транспортные хобби, распространенные главным
образом в Европе, набирают популярность теперь и в нашей стране.


Несколько лет назад начались массовые поездки столичных любителей и туристов на
УЖД Владимирской и Тверской области. Год назад состоялась организованная
некоммерческая поездка по Алапаевской железной дороге - самой длинной узкоколейке
в стране. И московская группа оказалась не первой: ищущие русской экзотики европейцы
уже побывали здесь. Но пережившая столетие дорога так впечатлила всех, что нашлись
желающие через год повторить поездку.

1-2 мая 2011 года она состоялась вновь, причем были учтены недостатки прошлогоднего
тура. Так, на этот раз, заброска осуществлялсь прицепкой турных вагонов к ночному
пассажирскому поезду из Алапаевска. В интересах фотографов, старт обратно из Калача
был утром, чтобы не ехать всю дорогу против солнца. Максимально сокращены стоянки,
чтобы хватило времени на многочисленные запланированные фотостопы.

А состоялась поездка благодаря Александру Гончарову, решавшему все
организационные вопросы. Но она бы не получилась такой успешной без поддержки
этой идеи руководством дороги, и участия локомотивной бригады тепловоза ТУ4 депо
Санкино, которая не просто выполнила для нас все фотостопы, но и сделала их
полноценными - с подачей всех необходимых сигналов и протягиванием состава во
время съемок.

А теперь фотохроника поездки.


Началась поездка со сбора возле депо и экскурсии по музею.


В небольшом зале собрана вековая история узкоколейки.


Пока шла экскурсия, состав поезда выдали под посадку. Три вагона пассажирских:
плацкарт до Санкино, сидячие в Березовку и Гаранинку, за ними - два турных вагона
для нас в Калач.


Посадка пассажиров в Алапаевске.


Отправление. Оборудованый переезд на узкоколейке.


Короткая остановка на станции Красная-2.


Пути Красной заставлены грузовым вагонами, значит возят здесь не только пассажиров.
Основной товар - это лес.


До темноты мы достигли Угольной.


В Ельничной стало быстро темнеть. В вокзальных окнах зажегся свет.


В уютной комнате дежурной по станции стоит раритетный пульт.


Сумерки в Ельничной.

Отцеплен вагон в Гаранинку, получена записка, разрешающая дальнейшее движение.
Вагон нещадно качает и подпрыгивает на стыках. За окнами стемнело совсем, а значит -
самое время выспаться: впереди напряженный день съемок и фотостопов. А по утру уже
был Калач.

Калач - самый дальний пункт Алапаевской узкоколейки. В когда-то большом поселке,
проживает порядка 70 человек. Ряд домов просто пустует. В станционном здании
оборудован единственный магазин, где можно купить самое необходимое. Хочется
большего - езжайте в Алапаевск, или же в Синячиху. Деревянную, заброшенную школу
украшает старый советсий лозунг, сохранившийся от лучших времен, призывающий
"учиться, трудиться и Родину защащать на пять". Кое-где покосившиеся заборы,
несколько тракторов и частные дрезины-"пионерки", в народе прозванные "Беда" -
неотъемлемые атрибуты не только этого, но и некоторых других поселков.
Даже выехать отсюда можно не каждый день: вагон до Санкино курсирует три раза
в неделю.


Вот она - самая дальняя станция Алапаевской укоколейки.


Вокзал Калач.




Вагоны пассажирского поезда.


"Пионерка" - не роскошь, а средство передвижения.


Вид поселка с железной дороги.




Вагон из прошлого.


Мост через Туру у станции Санкино.


Дежурная по станции Санкино встречает поезд.


В Санкино у вокзала.


В помещении дежурной.


Электрожезловый аппарат.


Прибытие позда в Муратково.


Станция Муратково.


На одном из разъездов.


Станция Строкинка.


У вокзала на Ельничной.


Ельничная. Выезд из депо.


Деревянный снегоочиститель. На заднем плане - местный магазин.


Раритетный грузовой вагон.


Переезд в Ельничной.




У входного светофора станции Ельничная. Отпраление на Угольную.


Пересечение с широкой колеей.


Прибытие в Угольную. На заднем плане - корпуса завода Фанком.


На перегоне Угольная - Синячиха.


Прибытие поезда в Синячиху.


Насыпь у Верхне-Синячихинского пруда - одно из самых живописных на дороге мест.


В салон-вагоне Алапаевской узкоклейки.


Путепровод у станции Красная.


И наконец, знакомый переезд в Алапаевске.


Наш рейс подошел к концу. А нам навстречу отправляется пассажирский в Санкино.

Но это еще не все. В прошлый раз, помимо узкоколейки, я посетил деревянный музей
в Нижней Синячихе. Теперь решил съездить в Верхнюю, где на месте убийства слуг
последнего российского императора возводится новый монастырь. Добраться до него
можно с автостанции автобусом Алапаевск - Верхняя Синячиха (остановка "Монастырь"),
который ходит довольно часто. Узкоколейку и автостанцию соединяет автобус №2.


Вход в монастырь.


Основные постройки.


Яма на месте шахты, в которую 18 июля 1918 года были сброшены живыми княгиня
Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара (Яковлева), члены дома Романовых:
князь Сергей Михайлович с секретарем Феодором Ремезом, князья Императорской крови
Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей.


Поклонный крест.

В самом Алапаевске есть тоже несколько интересных мест. "Визитной карточкой"
является Свято-Троицкий собор, расположенный в центре, у моста через железную
дорогу. На окраине города видны холмы, с которых открывается панорама всего
Алапаевска, в том числе и металлургический завод, рядом с которым проходит
железная дорога Алапаевск - Егоршино.


Вид Алапаевска с пригородным поездом Алапаевск - Егоршино. Вдали - за мостом через
Нейву - Свято-Троицкий собор.


Алапаевский металлургический завод.


А еще в день нашего визита страна праздновала Первое мая, центр был был перекрыт
и по нему шли демонстрацией трудящиеся предприятий города и студенты.

Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU
На фото в заголовке - узкоколейная станция Калач.

Comments

Спасибо очень интересно. А где расписание поездов узнать?


Не меняется уже несколько лет.

Спасибо! Хорошая поездка получилась!

Вов, вы опять экскурсией ездили?
Скажи пожалуйста, что там с грузовым движением?
Есть ли у тебя схема дороги?

Да, экскурсией.
Грузовых не видели, но говорят возят лес еще.
Схема сть где-то на сайте Болашенко, поэтому я ее не снимал.

очень интересно, Спасибо,
и главное радует что все так сохранилось, тепловоз и вагон вообще как новенький, а то чаще ржавое уныние....

Интересное путешествие .

Романтика узкоколейки

Спасибо! Получила огромное удовольствие! Прожив 17 детских лет в Алапаевске, ездила по узкоколейке лишь однажды - в гости на Гаранинку.
Может быть, сделать где-нибудь там музей под открытым небом, как филиал музея АУЖД? Разместить там старые вагоны, дрезины, другие раритеты. Для туристов было бы очень интересно. Или это все есть уже в депо у музея АУЖД?

Re: Романтика узкоколейки

Было бы интересно и полезно, но это требует больших затрат. Не только денежных. Нужны люди, которые бы этим занимались, добивались, почти что ничего не получая в замен. Это очень сложно в условиях современной России, но это нужно. Придут ли такие люди когда-нибудь - трудно сказать. У музея АУЖД я видел только памятник ТУ2 и копию старого грузового вагона. В основном же - документы, макеты.